Двигатель BMW M73 – 12-цилиндровый двигатель который является дальнейшим развитием двигателя М70 (устанавливаемого на 7 серию в кузове Е32) и был установлен на автомобили 7 (кузов Е38) и 8 серии (E31). За весь период производства было произведено 26 435 агрегатов.
- Двигатель BMW M73B54
- Двигатель BMW M73B54TU
- Характеристики двигателя BMW M73
- Изменения двигателя М73 (на базе М70) от ЕЗ2 до Е38
- Блок цилиндров
- Коленчатый вал
- Поршни
- Маховик
- Гаситель крутильных колебаний
- Крышка картера двигателя
- Масляная ванна/масляный насос/масляный фильтр
- Датчик уровня масла
- Система охлаждения
- Головка блока цилиндров
- Зажигание
- Топливная система
- Глушитель шумов впуска
- Наддув вторичного воздуха
- Система выпуска отработавших газов
- Выпускной коллектор
- Выхлопная труба с газонейтрализатором
- Проблемы двигателя BMW M73
Мотор BMW M73, так же как и M70 оборудован одним верхним распределительным валом с 2 клапанами на цилиндр (SOHC), в то время как большинство других двигателей БМВ перешли на 4 клапана на цилиндр (DOHC).
В БМВ М73 инженерам удалось добиться улучшений с точки зрения экологической чистоты (благодаря использованию цифровой электронной системы управления двигателем DME M5.2 с поцилиндровой антидетонационной регулировкой и снижению мощности, затрачиваемой на преодоление сил трения), качества, комфортности и мощности.
Более высокая мощность и улучшенный характер кривой крутящего момента возможен благодаря увеличению рабочего объема.
Двигатель BMW M73B54
Базовая 5,4-литровая версия мотора устанавливаемая на E38 750i/750iL/L7 и E31 850Ci.
Двигатель BMW M73B54TU
Двигатель M73TUB54 стал заменой с 1998 года для предыдущей версии мотора этой серии и устанавливался на E38 750i/750iL/L7 и Rolls-Royce Silver Seraph, но силовые показатели не изменились.
M73N был обновлен и оснащен дополнительным аккумулятором, электроподогревом катализаторов, электронно-управляемым термостатом и вентилятором, жидкостным охлаждением генератора, интегрированным в систему охлаждения двигателя теплообменником АКП, система управления M5.2 для 750i/iL заменена на M5.2.1 и ME 7.2, а рабочая температура увеличена с 73 до 107 градусов.
В 1999 году этот силовой агрегат стал лучшим в категории «Лучший двигатель объемом свыше 4 литра» на конкурсе двигателей Международный Двигатель Года.
Характеристики двигателя BMW M73
M73B54 | |
Объем, см³ | 5379 |
Порядок работы цилиндров | 1-7-5-11-3-9-6-12-2-8-4-10 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 85,0/79,0 |
Расстояние между цилиндрами, мм | 91,0 |
∅ коренного подшипника коленвала, мм | 75,0 |
∅ шатунного подшипника коленвала, мм | 48,0 |
Мощность, л.с. (кВт)/об.мин | 326 (240)/5000 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 490/3900 |
Частота вращения на холостом ходу, об.мин | 600 |
Частота вращения ограниченная регулятором, об.мин | 6500 |
Степень сжатия, :1 | 10,0 |
∅ впускного клапана, мм | 42,0 |
∅ выпускного клапана, мм | 36,0 |
Ход впускных клапанов, мм | 10,3 |
Ход выпускных клапанов, мм | 10,3 |
Масса двигателя, ∼ кг | 146-151 |
Система управления детонацией | да |
Давление впрыска, бар | 3,5 |
Система управления двигателем | ME5.2 (ME5.2.1,ME7.2)+EML 3S |
Соответствие нормам по ОГ | Euro 3 |
Изменения двигателя М73 (на базе М70) от ЕЗ2 до Е38
Блок цилиндров
Диаметр отверстия в блоке цилиндров увеличен с 84 мм до 85 мм.
Используется новый метод охлаждения поршней. Охлаждение осуществляется через масляные форсунки, ввинченные непосредственно в стул подшипника.
Стул подпятника был расширен с целью использования регулировочных шайб.
Рабочее колесо водяного насоса имеет другое уплотнение.
Крышка подшипника коленвала облегчена.
Коленчатый вал
Коленвал имеет увеличенный поршневой ход 79 мм (двигатель М70 — 75 мм) и укороченную переднюю цапфу. Переход на алюминиевые подшипники скольжения осуществлен так же, как в двигателе М60. Регулировочные шайбы с нормальными подшипниковыми вкладышами используются взамен подшипников с выточкой под буртик.
Плоскость привода масляного насоса была смещена вдоль оси коленчатого вала. Благодаря этому стало возможным использование унифицированного масляного насоса М60/М70/М73.
Поршни
- Диаметр поршня: 85 мм;
- Степень сжатия: 10,0 : 1 (двигатель М70 — 8,8 : 1);
- Тип поршня: поршень с холодильниками (как в двигателе М70, но с увеличенным жаровым поясом);
- Поршневые кольца: Канавка 1:1,5 мм, цилиндрическое компрессионное кольцо; Канавка 2:1‚5 мм, скребковое коническое компрессионное кольцо; Канавка 3:2,0 мм, кольцо из стальной ленты (двигатель М70 — 3,0 мм);
Маховик
Маховик цельный и выполнен из стали. Он имеет дополнительный инкрементный зубчатый венец для обнаружения перебоев зажигания и определения положения верхней мертвой точки (в корпусе коробки передач используются индуктивные импульсные датчики).
Гаситель крутильных колебаний
Гаситель крутильных колебаний имеет осевую конструкцию, как в двигателе М60).
Крышка картера двигателя
Шина натяжения цепи была изменена (как в двигателе М70, т. е. без направляющего ролика).
В крышке картера снизу отсутствует датчик положения верхней мертвой точки коленчатого вала. Информация снимается с маховика.
В пробке (в верхней части водяного резервуара) отсутствует воздуховыводящий патрубок. Удаление воздуха теперь осуществляется через водяной насос.
Масляная ванна/масляный насос/масляный фильтр
Заправочный объем масла и объем заменяемого масла увеличены на 1 литр:
- Заправочный объем масла: 9 1/2 литра
- Объем заменяемого масла: 8 1/2 литра
Верхняя часть масляной ванны модифицирована под новую несущую балку переднего моста автомобилей серий Е31/Е38. Верх масляной ванны (маслосборный решетчатый поддон) и нижняя часть масляной ванны из двух слоев листового металла согласованы с новой верхней частью масляной ванны.
Тандемный насос заменен одноступенчатым насосом с капсюлированной цепной звездочкой (как насос двигателя М60/Е38, за исключением крышки масляного насоса и цепной звездочки).
Датчик уровня масла
Соответствует датчику двигателя M60.
Система охлаждения
Соответствует двигателю М60.
Головка блока цилиндров
В крышке головки блока цилиндров место присоединения вентиляционной трубы смещено назад; внутренняя – металлическая листовая деталь соответствующим образом модифицирована.
В верхней части кожуха цепи в качестве датчика опознавания цилиндров установлен датчик Холла. Этот датчик смонтирован на ряду цилиндров 7-12.
Для снижения моментов сил трения используются роликовые рычаги привода клапанов. В целях охраны окружающей среды выпускные клапаны натрием больше не заполняются.
Используются распределительные валы совершенно новой конструкции.
При подъеме кулачок нажимает на ролик (∅ 19 мм), имеющийся на рычаге привода клапана. При изготовлении распределительного вала отдельные кулачки, выполненные спеканием, подвергаются тонкой токарной обработке в месте посадки и затем сажаются горячим натягом на отшлифованную трубу.
Для улучшения качества холостого хода угол перекрытия клапанов в точках подъема выпускного и впускного клапанов был уменьшен примерно на 25 % от прежнего значения.
Зажигание
Датчик опознавания цилиндров, который прежде находился на проводе зажигания 6-го цилиндра, теперь смонтирован в кожухе цепи (цилиндры 7-12).
Используются свечи зажигания с увеличенным зазором между электродами и измененным калильным числом.
Катушки зажигания имеют малые размеры, легки и могут подвергаться диагностике.
Топливная система
Топливная система выполнена не двойной, как это сделано у двигателя M70. Она состоит из подающего топливопровода, возвратного топливопровода, насоса, а также датчика давления и реле насоса.
Глушитель шумов впуска
Глушитель шумов впуска получил улучшенный канал воздухозабора. Генерацию шумов также удалось уменьшить.
Наддув вторичного воздуха
Наддув осуществляется непосредственно в выпускной коллектор.
Условия включения наддува
Примерно через 10 секунд после запуска двигателя (при температурах двигателя (Tm)* от -10 °С до +40 °С) насос включается на пониженную мощность.
* - температура двигателя = температура охлаждающей жидкости
Спустя примерно 5 секунд приблизительно на 85 секунд (до отключения) насос включается на полную мощность.
При температурах ниже -10 °С насос спустя примерно 10 секунд после запуска двигателя включается на 2,5 секунды на пониженной ступени и 2,5 секунды на полной ступени (мощности).
Если при пуске двигателя температура (Tm) составляет 40 °С, воздушный насос работает на пониженной мощности примерно в течение 20 секунд.
Условия отключения наддува
Работа насоса при противодавлении отработавших газов, превышающем давление насоса, должна быть исключена. Поэтому критерии отключения жестко запрограммированы в блоке управления DME. Эти условия таковы:
- частота вращения двигателя n ≥ 2720 об/мин или
- сигнал нагрузки ƫ ≥ 5,4 мс
Условие наддува воздуха в двигателе М73
Система выпуска отработавших газов
Выпускной коллектор
Используется двустенный выпускной коллектор из стального листа с воздушной изоляцией. Противодавление минимизируется за счет максимально больших сечений труб.
Выхлопная труба с газонейтрализатором
- Передние трубы выполнены в виде двойных труб с воздушным зазором (как выпускной коллектор);
- Система выпуска полностью сварная, т. е. цельная от коллектора и промежуточной трубы до выхлопной трубы. За счет этого уменьшаются допуски по длине. Устранен недостаток стянутых хомутами систем, склонных к шумам. В случае ремонта имеющиеся в отдельности глушители и промежуточные трубы соединяются трубными муфтами;
Проблемы двигателя BMW M73
- неустойчивая работа двигателя на холостых оборотах: причина – подсос воздуха в впускную систему;
- перебои: причина в свечах зажигания;
- детонация, прогары: причина – использование топлива ниже числа 91;
- подсос воздуха через дроссель: причина – прокладки;
- дребезжит цепь при сбрасывании оборотов: причина – цепь, которую нужно было заменить до 200 000 км пробега вместе со звездочками;
- повышенный расход масла возможно устранить заменой сальников выпускных и впускных клапанов;
- масло нужно менять не реже 10 000 км пробега;
Мотора BMW M73 был заменен на N73.
“Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 79,0/85,0”
Не наоборот ли, не 85,0/79,0 ?
Да
диаметр 85
ход 79
отвечаю )))
Парни, исправлено. Благодарю за внимание.