Двигатель BMW N63 – V-образный восьми-цилиндровый поршневой двигатель с двойным турбонаддувом и двумя верхними распредвалами (DOHC), который заменил атмосферный N62 и производится с 2008 года.

Мотор BMW N63 по сравнению с двигателем N62, мощнее но с меньшим объемом. Такой результат был достигнут благодаря установленному би-турбонагнетателю с высокоточным впрыском, в результате чего достигается высокая динамика и экономичность.

Он был запущен в 2008 году и устанавливается на BMW 5 (F07, F10, F11), 6 (F06, F12, F13) и 7 серии (F01, F02, F03, ActiveHybrid 7, G11/G12), а так же на кроссовер X5 (E70, F15) и X6 (E71, ActiveHybrid X6, F16).

Выпускной коллектор и турбокомпрессор расположены между блоками цилиндров, а впускные коллекторы расположены на внешней стороне двигателя, что уменьшило расстояние от выпускных коллекторов к турбокомпрессору и позволило создать более компактный двигатель и уменьшить ширину мотора. На БМВ Н63 используется более эффективный воздушно-водяной интеркулер, который более эффективен в отличии от стандартного воздушного и обеспечивает короткий путь воздуха.

Особенность двигателя BMW N63

На N63 впервые стали использовать технологию, ранее не использовавшуюся в двигателях BMW:

  • механизм газораспределения с новой зубчатой втулочной цепью;
  • в ременном приводе используется новая система натяжения эластичного ремня
    привода компрессора кондиционера;
  • в системе охлаждения впервые кроме обычного насоса охлаждающей жидкости используется дополнительный электрический насос охлаждающей жидкости. Помимо этого, впервые реализовано так называемое непрямое охлаждение наддувочного воздуха, где наддувочный воздух охлаждается жидкостью;

Для двигателя Н63 специально разработаны следующие компоненты и нововведения:

  • крышка головки блока цилиндров, ГБЦ, блок-картер и масляная ванна получили новую конструкцию. Особенность головки блока цилиндров состоит в впускных и выпускных каналах, которые были поменяны местами;
  • конструкция кривошипно-шатунного механизма рассчитана на более высокую мощность, и вместе с этим большое значение было уделено снижению массы конструкции;
    вместо системы VALVETRONIC используется система VANOS;
  • применяется масляный насос с регулируемым объемным расходом;
    благодаря расположению нагнетателя в пространстве между рядами цилиндров и непрямому охлаждению
  • наддувочного воздуха система впуска и выпуска ОГ получила новую компоновку;
  • применяется двухступенчатый вакуумный насос, похожий на используемый в двигателе N62;
    блок управления двигателем и новые лямбда-зонды;

В N63 используется битурбонагнетатель и система высокоточного впрыска (HPI) с использованием гомогенной смеси аналогичные тому, которые применяются на двигателе N54. Конструкция насоса высокого давления во многом похожа с таковой как на двигателе N43.

Двигатель BMW N63B44

Первый вариант двигателя обозначенный как – N63B44 O0. Эта базовая версия выпускалась с 2008  по 2013 год и устанавливалась на:

Характеристики двигателя BMW N63 B44

Сравнение параметров 4,8-литрового N62 с 4,4-литровым N63. По сравнению со своим предшественником, двигатель Н63 обладает повышенной суммарной мощностью и лучшими характеристиками крутящего момента:

 N62B48O1  N63B44O0
 Конструкция  V8  V8
 Рабочий объем, см³  4799  4395
 Порядок работы цилиндров  1-5-4-8-6-3-7-2  1-5-4-8-6-3-7-2
 Диаметр цилиндра/ход поршня, мм  88,3/93  88,3/89
 Мощность, л.с. (кВт)/об.мин  367 (270)/6300  408 (300)/5500–6400
 Крутящий момент, Н•м/об.мин  490/3400  600/1750–4500
 Частота вращения об/мин, ограничиваемая регулятором  6500  6500
 Литровая мощность кВт/л  56,26  68,26
 Степень сжатия, ε  10,5  10,0
 Расстояние между цилиндрами, мм  98  98
 Число клапанов на цилиндр  4  4
 Впускной клапан, мм  35,0  33,0
 Выпускной клапан, мм  29,0  29,0
 Шейка коренного подшипника ∅ коленчатого вала, мм  70  65
 Шатунные шейки ∅ коленчатого вала, мм  54  54
 Расчетное топливо, ROZ  98  98
 Топливо, ROZ  91-98  91-98
 Система управления двигателем  ME9.2.2  MSD85
 Норма ЕС по токсичности ОГ  EURO 4  EURO 4
 Норма США по токсичности ОГ  ULEVII  ULEVII
Кривая полной нагрузки двигателей N62 и N63

Кривая полной нагрузки двигателей N62 и N63

Двигатель BMW N63TU

В 2012 году двигатель был конструктивно обновлен и обозначен как – N63B44O1.

Самым большим усовершенствованием мотора N63B44O1 по сравнению с предшественником N63B44O0 является новейшая технология образования смеси TVDI (непосредственный впрыск с турбонаддувом и изменяемым ходом клапанов), что сближает его с двигателями N20 и N55. У нового двигателя лучшие рабочие характеристики при уменьшенном расходе топлива и сниженном выбросе CO2.

Следующая обновленная версия двигателя N63B44O2 была представлена в июне 2015 года на новом седане БМВ 7 серии.

Это усовершенствованный 4,4-литровый мотор с технологией TwinPower Turbo, с более высокой эффективностью и улучшенным коэффициентом полезного действия существенно сниженным расходом и уровнем выбросов CO2.

Основными нововведениями и новшествами в моторе является:

  • расположение в V-образном пространстве между рядами цилиндров двух турбонагнетателей типа Twin Scroll с выпускными коллекторами с разделением потоков от каждого ряда цилиндров (выполнены по технологии тонкостенного литья);
  • системы VALVETRONIC и Double-VANOS;
  • увеличение степени сжатия с 10,0 до 10,5 благодаря чему было достигнуто повышение топливной экономичности;
  • оптимизированная системой охлаждения с раздельным омыванием ГБЦ и рубашками цилиндров;
  • насос охлаждающей жидкости;
  • система впуска частично интегрирована в головку блока цилиндров;

Параметры двигателя BMW N63B44TU

 N63B44O1/O2 N63B44 (M550i)
 Конструкция  V8
 Рабочий объем, куб.см  4395
 Порядок работы цилиндров  1-5-4-8-6-3-7-2
 Диаметр цилиндра/ход поршня, мм  89,0/88,3
 Мощность л. с. (кВт) при частоте вращения об/мин  449(330)
5500 – 6000
 462(340)
5500 – 6000
 Частота вращения, ограничиваемая регулятором, об/мин  6500  –
 Литровая мощность кВт/л  75,1  77,3
 Крутящий момент Н•м при частоте вращения об/мин  650
1800 – 4500
 650
1800 – 4750
 Степень сжатия, ε  10,0/10,5  10,5
 Число клапанов на цилиндр  4
 Расчетное топливо, ROZ  98
 Топливо, ROZ  91 – 98
 Выброс CO2, г/км  189-199  204
 Цифровая электронная система управления двигателем  MEVD17.2.8  –
 Соответствие нормам по ОГ  EURO 6
Полная нагрузка двигателей N63B44O0 и N63B44O1

Полная нагрузка двигателей N63B44O0 и N63B44O1

Двигатель БМВ N63 TU применяется на:

На основе двигателя Н63 подразделение BMW Motorsport создало S63 для автомобилей M серии.

Строение двигателя BMW N63

Блок-картер – новой конструкции, выполненного в закрытом исполнении с опущенными стенками из алюминиевого сплава (Alusil) с усиленными гильзами цилиндров. Как и у N62, были применены два болта крепления крышек коренных подшипников и дополнительное крепление к стенкам.

Головка блока цилиндров – с противоположным размещением впускных и выпускных каналов. Форсунка и свеча зажигания расположены по центру камеры сгорания. В ГБЦ также встроен обратный клапан масляного контура.

Головка блока цилиндров N63

Головка блока цилиндров N63

Коленчатый вал – диаметр коренных подшипников коленчатого вала был снижен с 70 мм до 65 мм с целью снижения массы, а привод масляного насоса осуществляется коленчатым валом со стороны маховика, при этом звездочка напрямую встроена в коленчатый вал.

Механизм газораспределения – для привода на каждом ряде цилиндров применена зубчатая втулочная цепь новой конструкции с одинаковыми натяжителями. В натяжитель встроены масляные форсунки.

Распределительный вал – аналогичный используемому на двигателе M73.

Распределительные валы двигателя N63

A – Распредвал впускных клапанов; B – Распредвал выпускных клапанов; 1 – Приводной фланец; 2 – Лыски для специального приспособление; 3 – Труба вала; 4 – Кулачок; 5 – Фланец привода вакуумного насоса; 6 – Опорное значение датчика распредвала; 7 – Тройной кулачок для привода насоса высокого давления; 8 – Место под ключ;

Бесступенчатый двойной VANOS – смена заряда в двигателе N63 реализована при помощи 4 клапанов на цилиндр, приводимых двумя расположенными сверху распределительными валами. Фазы газораспределения управляются обоими блоками бесступенчатой системы VANOS. Блоки системы VANOS имеют следующие углы регулировки:

  • блок VANOS на стороне впуска: 50° КВ
  • блок VANOS на стороне выпуска: 50° КВ

Блоки системы VANOS в N63 по принципу работы одинаков тому, который используется на N62, но в блоках системы VANOS на N63 отсутствуют некоторые детали, за счет чего оптимизирована их конструкция. Лопасти блока системы VANOS двигателе Н63 представляют собой единую деталь с ротором.

Бесступенчатый двойной VANOS в N63

Бесступенчатый двойной VANOS в N63

Ременный привод – двойной, оснащенный механическим натяжным роликом, обеспечивающим необходимое натяжение поликлинового ремня. Компрессор кондиционера приводится эластичным ремнем, натянутым по новой технологии.

Ременный привод двигателя N63

1 – Генератор; 2 – Поликлиновый ремень; 3 – Насос охлаждающей жидкости; 4 – Насос гидроусилителя рулевого управления; 5 – Натяжной ролик; 6 – Демпфер крутильных колебаний; 7 – Эластичный ремень; 8 – Компрессор кондиционера;

Вентиляция картера двигателя – работает по принципу, реализованному в двигателе N54. Каждый ряд цилиндров оснащен отдельной системой вентиляции картера.

Стандартный принцип работы вентиляции картера N63

1 – Дроссельная заслонка; 2 – Вентиляционный канал; 3 – Возврат масла; 4 – Полость картера; 5 – Маслосборник; 6 – Канал к впускному коллектору; 7 – Регулятор давления; 8 – Маслоотделитель; 9 – Сток масла;

Маслоотделитель – для каждого ряда цилиндров встроен один лабиринтный и четыре циклонных сепаратора, из которых в первой версии мотора используются только три.

Из-за системы турбонагнетания ОГ двигатель N63, как и двигатель N54, оснащается особой системой вентиляции картера.

Вентиляция картера N63 в режиме работы с и без турбонаддува

Слева – без турбонагнетателя | Справа – с турбонагнетателем
A – Избыточное давление; B – Вакуум; C – Отработавшие газы; D – Масло; E – Картерный газ;
1 – Воздушный фильтр; 2 – Система впуска; 3 – Маслоотделитель; 4 – Слив масла; 5 – Вентиляционный канал; 6 – Полость картера; 7 – Маслосборник; 8 – Сливной канал/Канал сливного маслопровода; 9 – Турбонагнетатель; 10 – Трубопровод чистого воздуха; 11 – Провод к трубопроводу чистого воздуха; 12 – Обратный клапан впускного коллектора; 13 – Дроссельная заслонка; 14 – Обратный клапан трубопровода чистого воздуха; 15 – Трубопровод к впускному коллектору двигателя; 16 – Дроссель давления;

В двигателе N63 применяется масляный насос с регулируемым объемным расходом. Он приводится в действие коленчатым валом со стороны маховика и представляет собой маятниковый шиберный насос, регулируемый по аналогии с устанавливаемыми на 6-цилиндровые двигатели.

Полнопоточный масляный фильтр вмонтирован под масляным поддоном со встроенным перепускным клапаном фильтра.

Масло охлаждается в воздушно-масляном теплообменнике. Масляный радиатор расположен справа от модуля охлаждения.

Проблемы двигателя N63

Некоторые неисправности мотора Н63:

  • расход масла: пожалуй, эта самая главная болезнь данного силового агрегата. После пробега в 100 000 км расход масла увеличивается. Причина – ослаблена пружинная функция кольца (конструктивный просчет инженеров), высокая рабочая температура;
  • гидроудар: причина – в пьезофорсунках (после длительного простоя двигателя), которые нужно заменить на новые с номером детали: 13538616079;
  • пропуски зажигания: причина – свечи зажигания;
  • перерасход масла: причина – ослаблена пружинная функция кольца;