Двигатель BMW M47 – турбированный 2,0-литровый дизельный четырех-цилиндровый агрегат который производился с 1998 по 2008 год на заводе БМВ в городе Штайер.

Мотор BMW M47 заменил двигатель M41 и был основан на бензиновом двигателе семейства M43, в который были внесены обновления и нововведений в целях повышения эффективности. В отличии от М41, М47 более чем на 10% экономичнее.

5 октября 1999 года M47 стал 5 000 000-м двигателем изготовленным на заводе BMW Steyr

Двигатель БМВ М47 имеет блок цилиндров из серого чугуна и головку ГБЦ из легкого металла, 4 клапана на цилиндр с центрально расположенной форсункой, турбонагнетатель работающий на отработавших газах с охладителем наддувочного воздуха, систему непосредственного впрыска топлива с электронно управляемым топливным насосом высокого давления VP44 (с сентября 2001 года обновленный вариант M47TU использовал общую топливную рампу впрыска топлива Common Rail от Bosch, давлением в 1600 бар), корпус форсунки на двух пружинах, электронная регулировка рециркуляции отработавших газов с пленочным расходомером воздуха, дополнительную очистку отработавших газов с помощью специального рассчитанного на дизельный двигатель катализатор и цифровую электронную систему управления двигателем DDE3.0 (позже заменена на DDE5.0).

Блок управления двигателем M47D20O2

Блок управления двигателем M47D20O2

M47 считается удачным, эффективным и надежным мотором, что и доказала компания BMW установив этот силовой агрегат на спортивную версию BMW 320d Touring Car, который выиграл 24-часовую гонку на Нюрбургринге  в 1998 году.

М47 устанавливался на автомобили предназначенные для Европы, Индии и Таиланда, а именно на BMW 1 (E87), 3 (E46 (седан, туринг, купе, кабрио, компакт), E90, E91) и 5 серии (E39, E60, E61), а так же на кроссовер X3 первого поколения (E83).

Цели разработки двигателя

  • разработка 4-цилиндрового двигателя с 4 клапанами на каждом цилиндре и непосредственным впрыском
  • выход на ведущие позиции по мощности и другим характеристикам в классе 4-цилиндровых дизельных двигателей с рабочим объемом до 2 литров
  • сокращение расхода топлива по сравнению с вихрекамерным двигателем М41 более чем на 10 процентов
  • обеспечение показателей плавности работы и тишины в салоне, сравнимых с вихрекамерными двигателями
  • уже первые экземпляры двигателей выполняют требования стандарта EU-3 по предельной токсичности отработавших газов

Технические особенности

По сумме своих характеристик М47 превосходил все двигатели-конкуренты с непосредственным впрыском и являлся лучшим в своем классе на рынке.

Особенность мотора:

  • рядный 4-цилиндровый двигатель с блоком цилиндров из серого чугуна и цилиндров из легкого металла
  • 4 клапана на каждом цилиндре с центрально расположенной форсункой
  • турбонагнетатель, работающий на отработавших газах, с охладителем наддувочного воздуха
  • система непосредственного впрыска топлива с электронно управляемым топливным насосом высокого давления (VP44) и корпусом форсунки на двух пружинах
  • электронная регулировка рециркуляции отработавших газов с пленочный расходомером воздуха
  • дополнительная очистка отработавших газов с помощью специального, рассчитанного на дизельный двигатель катализатора
  • на станцию техобслуживания регламентных работ следует обращаться для проведения каждые 20 тысяч километров

Двигатель BMW M47D20

Это первая версия в семействе M47 которая дебютировала в 1998 году и производилась в двух версиях мощностью от 116 до 136 лошадиных сил. Впервые он был установлен на автомобилях Е46.

Все эти варианты были оснащены одним тангенциальным впускным каналом на цилиндр, каждый из которых улучшал производительность в различных условиях.

116-сильный менее мощный вариант M47D20U0 был оснащен наддувом с обычным охладителем и выпускался до марта 2003 года. Он устанавливался на седан и универсал E46 318d.

Самая мощная версия этого двигателя M47D20O0 была оснащена наддувом и турбокомпрессором с промежуточным охладителем, благодаря чему мощность выросла на 20 л.с., а крутящий момент на 15 Нм.

Двигатель выпускался до сентября 2003 года и был установлен на:

Двигатель M47R

Rover Group (Великобритания) и Steyr (Австрия), обе дочерние компании BMW, и сотрудничали по реорганизации двигателя M47D20 для использования на автомобилях Rover, а также их полного привода в Land Rover Freelander.

116-сильный двигатель D20U0 был позже установлен на Rover 75 CDT/CDTi, Land Rover Freelander и MG ZT CDT/CDTi. Общая конфигурация M47R (M47 Rail) отличается дизайном с введением общей топливной рампой поперечной ориентации, турбонаддувом и более сложной системой управления температурой.

Двигатель BMW M47TUD20

Обновленная версия, известная как – M47TU (M47 Technical Update) с увеличенным рабочим объем двигателя с 1950 до 1995 куб.см выпускалась в двух вариантах мощности – 116 и 150 л.с..

В моторе было сохранено общую топливную рампу инжекторной системы, которая оказалась популярной в двигателях M47R и M57.

Эти изменения увеличили крутящий момент и улучшили расход топлива, особенно на низких оборотах. Однако эти изменения добавили больше веса и повысили выбросы CO2.

В Великобритании на автомобили с двигателем M47TU был поднят акцизный налог (дорожный налог).

М47ТУ был также оснащен двумя валами балансировки присущих дизельным двигателям с четырьмя цилиндрами.

Балансирные валы мотора M47D20O2

Балансирные валы мотора M47D20O2

116-сильный вариант M47D20U1 оснащен обычной турбиной, но в сравнении с предыдущей версией D20U0 максимальный крутящий момента увеличился с 265 до 280 Нм. Это силовой агрегат устанавливался только на BMW 318d/td E46.

Более мощная, 150-сильная версия M47D20O1 была оснащена турбокомпрессором с изменяемой геометрией и устанавливалась на E46 320d/Cd/td и E83 X3 2.0d.

Двигатель BMW M47TU2D20

В 2004 году мотор М47 был обновлен и выпускался в двух вариантах мощностью от 122 до 163 л.с..

С 2006 года он оснащался сажевым фильтром доступным в качестве опции, что не влияло на изменения крутящего момента и мощности.

122-сильный вариант M47D20U2 устанавливался на E87 118d318d E90 и E91 318d.

Топовая версия M47D20O2 (M47N2) мотора М47 производилась для автомобилей Европы, Индии и Таиланда.

Двигатель M47N2 204D4 был установлен на:

Характеристики двигателя BMW M47

 M47D20  M47D20TU  M47D20TU2
 M47D20U0  M47D20O0  M47D20U1  M47D20O1  M47D20U2  M47D20O2
Объем, см³  1950  1950  1995  1995  1995  1995
Порядок зажигания  1-3-4-2  1-3-4-2  1-3-4-2  1-3-4-2  1-3-4-2  1-3-4-2
Диаметр цилиндра
ход поршня, мм
 84/88  84/88  84/90  84/90  84/90  84/90
Мощность
л.с./об.мин
 116/4000  136/1750  116/1750  150/4000  122/4000  163/4000
Крутящий момент
Нм/об.мин
 265/1750  280/1750  280/1750  330/1750  280/2000  340/2000
Степень сжатия, :1  19,0  19,0  17,0  17,0  17,0  17,0
Вес двигателя, ∼ кг  119  117  111  117  119  119

Неисправности двигателя BMW M47

Некоторые проблемы, который могут возникнуть при эксплуатации двигателяx БМВ М47:

  • выход из строя электронного блока управления: причина из-за высокой температуры агрегата;
  • проблемный пуск двигателя: причины – возможный дефект форсунок, расходомера воздуха или неисправный топливный насос;
  • глохнет двигатель: возможная причина – смена вида масла или заправка некачественным дизельным топливом (нужно использовать те горюче-смазочные материалы, которые рекомендует BMW);
  • глушится двигатель при полном повороте руля: причина – низкая частота оборотов коленвала на холостом ходу;
  • проблемы с электроникой: причина – длительная эксплуатация на максимальных нагрузках;
  • разрушение заслонок впускного коллектора/повреждение головки блока цилиндров: причина – расфиксировались заслонки;
  • выход из строя турбокомпрессора: причина – увеличен срок замены масла;
  • износ шкива: возможные причины – расслоившийся демпферный шкив, который отвечает за привод навесного оборудования или двух-массовый маховик;
Рекомендация

Для проведения регламентных работ следует обращаться на станцию техобслуживания через каждые 20 000 километров пробега.

Двигатель BMW M47 был заменен на двигатель N47.