BMW Z3 M Roadster (E36/7S) хоть и был разработан на основе версии Z3 Roadster, все же между двумя этими вариантами существуют значительные различия.
Кузов версии спортивной версии родстера имеет более мощные передний и задний бамперы, а также отличительные жабры с логотипом “M” и специальные зеркала бокового вида. Многие позиционные компоненты были значительным образом усилены, а некоторые из них, такие как тормоза и подвеска, взяли от M3 E30 и М3 E36 Evo. Также родстер получил более широкую колею для расширения колесных арок. Все эти детали значительно повысили управляемость автомобиля, а смещение задних колес на более низкий уровень позволило увеличить гибкость варьирования. К другим изменениям относятся новая система самоблокирующегося дифференциала, коробка передач и новый укрепленный корпус.
Кузов родстера Z3М было основано на более широком, шестицилиндровом родстере Z3. Однако к изначальным формам было добавлено несколько отличительных черт, таких как:
- Более агрессивный передний бампер;
- Система охлаждения тормозных каналов;
- Противотуманные фары;
- Уникальные боковые жаберные отверстия с логотипом “M”;
- Боковые зеркала “М”, имеющее более изогнутую форму;
- Заниженный задний бампер с четырьмя выхлопными трубами;
- Изменено расположение номерного знака (теперь он располагался на заднем бампере, между фонарями);
Еще одной отличительной чертой является то, что этот автомобиль был доступен в определенной окраске М-серии, в то время как серийная Z3 не выпускался в таком цвете (по крайней мере первые годы производства).
Также достаточно кардинально изменился интерьер автомобиля и значительно отличается от интерьера серийной Z3:
- Кольца приборов получили хромированную отделку с красными стрелками и логотипом “M”;
- Спортивные сидения, обшили особой плиссированной кожей (были доступны в двух цветовых вариантах: монотонно черный и двухцветный);
- Рулевое колесо, получило трех-спицевое строение, диаметр – 375 миллиметров;
- Руль обшили ниткой в трех цветах M серии;
- На рукоятке рычага располагалась эмблема “М”, она была обшита кожей светлого цвета;
- Зеркала заднего вида получили овальную форму;
- Дверные ручки и центральная консоль получили хромированную отделку и были обшиты кожей;
Наиболее значительным изменением в салоне стало наличие новых датчиков серого цвета. Некоторые из автомобилей, предназначенные для отдельных рынков, получили затемненные зеркала заднего вида с хромированной окантовкой. Также заметным отличием стало цветовое оформление интерьера – он был доступен в двух цветах: Evergreen (черный и оранжевый) и Kyalami (черный).
Комплектация
По дизайну салона, все родстеры М серии были практически идентичными, единственным отличием стала приборная панель. На ранних версиях Евро-моделей, устанавливался спидометр с отметкой максимальной скорости до 280 км/час и тахометр, который отображал максимальные обороты двигателя (S50) – до 7200 об/мин. На североамериканских моделях, устанавливали спидометр с максимальной отметкой до 260 км/час и максимальные обороты от 6500 до 7000 оборотов в минуту. На центральной консоли в европейских моделях находились указатели внешней температуры, которые отсутствовали в Северо-американских моделях, однако, автомобили предназначенные для американских рынков, в отличие от европейских получили вольтметры, расположенные также на центральной консоли.
Более поздние версии родстеров получившие двигатель S54, были идентичны между собой по оформлению интерьера. Установлен спидометр рассчитанный на 280 км/час и указатель температуры (правда единственным отличием была система измерения температуры – в Евро моделях по Цельсию, в американских по Фаренгейту).
Все М родстеры продаваемые в Северной Америке оснащались круиз-контролем и аудио системой – “Harmon/Kardon”, в то время, как в автомобилях ориентированных на Европейские рынки эти опции предлагались только в качестве опции.
Сравнительно с другими моделями родстеров M серии, заводские варианты автомобиля получили лишь небольшие изменения стандартной комплектации и дополнительное оборудование. Характер изменений зависел от рынка сбыта и даты производства. Все автомобили имели кожаный салон – Nappa, электропривод сидений с двухступенчатым отоплением, кондиционер и складным мягкий верх. На автомобилях, продаваемых в США устанавливались омыватели фар, различные аудио-системы и съемная крыша, также в авто устанавливали программу круиз-контроль.
Ранние автомобили в стандартной комплектации были оснащены системой ABS. Тяга и контроль устойчивости также предлагались в стандартной комплектации, в комплекте с новым двигателем.
Модификации
За пять лет производства (с 1998 по 2002 год) было выпущено около 15 000 родстеров (предназначенных для европейского и североамериканского рынков), в то время как серийных версий родстеров за этот же период выпустили 300 000 экземпляров и этот факт делает Z3M очень редким автомобилем.
Всего было выпущено 6 версий родстера M. Три версии были разработаны с двигателем от M3 E36, и выпускались по июнь 2000 года в трех различных спецификациях: европейская спецификация с двигателем S50 и с расположением рулевого колеса с левой (LHD)/правой (RHD) стороны, и североамериканская спецификация (LHD) с двигателем S52.
После обновления Z3 M, выпуск которого начался в феврале 2001 года, на всех трех версиях (LHD/RHD) и североамериканской (LHD) был установлен мотор S54 от M3 E46.
Родстер с двигателем S50 европейской спецификации (LHD) было выпущено 3557 автомобилей, с расположением руля с правой стороны (RHD) – 918 машин, и североамериканской спецификация (LHD) с двигателем S52 выпущено 8938 единиц. Обновленных вариантов Z3 М европейской спецификации с расположением руля с левой стороны (LHD) выпустили 271 автомобиль, европейской (RHD) – 73, а североамериканской спецификации (LHD) – 1565 автомобилей.
Все родстеры с двигателем S54 были доступны в трех вариантах окраски: Laguna Seca Blue (448), серый металлик (400) и Phoenix Желтая металлическая (445).
Североамериканская версия родстера внешне очень схожа с европейской, однако их возможно различить по янтарным боковым габаритным огням и характерному объективу поворотника (на автомобилях, построенных до сентября 1998 года).
Рестайлинг
После обновления в 2001 году родстер был оснащен системой динамического контроля устойчивости (DSC), благодаря чему стало возможно компенсировать избыточную поворачиваемость. Была пересмотрена и модифицирована система автоматического контроля устойчивости и тяги (ASC + T).
При малейшем изменении угла поворота рулевого колеса, автоматически срабатывают датчики скорости автомобиля и понижается давление в системе тормозов, что в свою очередь исключает возможность вращения автомобиля вокруг своей оси.
Систему управления двигателем “BMW/Siemens MSS 54” полностью проинтегрировали, и при желании возможно было отключить ее работу с помощью специальной кнопки расположенной на центральной консоли.
Двигатель
Силовой двигатель S52, имеющий североамериканскую сертификацию, был разработан на основе двигателя М52 (который долгое время состоял на регулярном производстве). Также как и М52, в S52 был установлен чугунный блок с шестью цилиндрами, алюминиевая головка блока цилиндров с четырьмя клапанами на цилиндр.
Газораспределение на впускных валах производилось с помощью установленной двухступенчатой системы газораспределения VANOS. Уникальными для S52 были размеры цилиндров: диаметр цилиндра – 86,4 мм, ход поршня – 89,6 мм, объем – 3152 куб.см.. Силовой агрегат выдает мощность до 243 лошадиных сил при 6000 оборотах, а максимальный крутящий момент – 320 Нм при 3800 оборотах в минуту.
Следует перечислить основные дополнительные характеристики, которые получил S52:
- Портированные и полирующиеся головки блока цилиндра;
- Регулируемая система VANOS с переменными фазами газораспределения (для комфортного управления при работе на высоких оборотах);
- Более прочные и устойчивые пружины клапанов;
- Тонко сбалансированные распределительные валы;
- Облегченные клапаны, стеклоподъемники и пружины;
- Система впуска и выпуска, была изменена с жидкостной на сыпучую;
Двигатель Европейской спецификации, известный как S50B32, получил более экзотические характеристики и устройства. Диаметр цилиндра – 86,4 мм, ход поршня – 91 мм, рабочий объем составил – 3201 куб.см.. Также как и S52, S50B32 получил железный блок цилиндров с алюминиевыми головками и четырьмя клапанами на цилиндр. Двигатель выдавал впечатляющую мощность – 321 лошадиных сил при 7400 оборотов в минуту и максимальный крутящий момент – 350 Нм при 3250 оборотов в минуту.
Особенности двигателя S50B32:
- Степень сжатия увеличена до 11.3:1;
- Установлена расширенная система управления двигателем – “BMW Siemens MSS50” (система способна вычислять до 20 000 000 операций за секунду);
- На впускных и выпускных валах устанавливалась система – Double VANOS;
- Поршни были значительно облегчены;
- Двигатель получил двойной маховик;
- Шатуны были покрыты шаром графита;
- Впускные клапаны значительно увеличили;
- Крупным отличием от S52 было наличие второго масляного насоса;
На более поздних версиях родстера Z3 М устанавливался шестицилиндровый мотор S54 с эволюционным железным блоком, таким как в S50B32 (который использовался во всех автомобилях европейской спецификации выпускаемых до июня месяца 2000 года) и несмотря на то, что по мощности двигатель S54 практически не отличался от S50, S54 выдавал 325 лошадиных сил при 7400 оборотов в минуту и крутящий момент – 350 Нм при 4900 оборотов в минуту, двигатели все же значительно отличались между собой некоторыми другими основными компонентами.
Отличия которые получил S54:
- Был увеличен диаметр цилиндра: от 86,1 мм до 87 мм;
- Также увеличился объем до 3246 кубиков;
- Модернизировали распределительные валы, высокого давления;
- Установлена бесступенчатая газораспределительная система – Double VANOS;
- Повышена степень сжатия до 11.5:1;
- Работает программа контроля работы двигателя – “BMW/Siemens MSS 54”;
- Установлены пальчиковые коромысла, которые значительно уменьшили массу двигателя и возвратно-поступательное трение;
- Головка блока цилиндров изготавливалась из алюминия и имела цельную форму (это так же было необходимо для снижения массы);
- Для поддержания нормального давления на сложных поворотах, применялась система автоматической очистки масляного насоса;
Незначительную потерю мощности в S50 можно объяснить тем, что североамериканские модели имели каталитические катализаторы, работа которых сказывалась на мощности двигателя. Также, на всех родстерах Z3 M (с движком S54), устанавливались электронные ограничители, ограничивающее максимальную скорость автомобиля до 250 км/час, (на родстерах с двигателем S52, скорость ограничивалась до 220 км/час), хотя автомобили североамериканской спецификации не имели двух передних плавающих тормозных дисков.
Внешне, различить вышеперечисленные двигатели достаточно сложно, различить их было возможным только по нанесенным идентификационным кодировкам двигателей. Это был единственный способ идентификации, так как различить двигатель с помощью маркировок на крышке клапана стало невозможно, и это было связано с тем, что в 1998 году многие американские родстеры получали надпись – “BMW MPower”, а не просто “М”.
Коробка передач
Во всех родстерах Z3 М использовалась пятиступенчатая механическая коробка передач ZF типа (S5D320Z) с коэффициентами:
- Первая передача – 4,21;
- Вторая передача – 2,49;
- Третья передача – 1,66;
- Четвертая передача – 1,24;
- Пятая передача – 1,00;
- Главная передача – 3,23 (S52)/3,15 (S50 и S54);
Подвеска
Также как и во всех серийных Z3, подвеска М родстера состояла спереди из стойки “MacPherson” и сзади из полу-рычаговой системы.
По сравнению с серийными родстерами Z3, М родстер получил следующие модификации:
- Более широкие задние и передние колеса;
- Уменьшенный дорожный просвета (клиренс);
- Изменена геометрия подвески;
- Упрочнены передние пружины и амортизаторы;
- Усилен подрамник;
- Утолщены стабилизаторы поперечной полу-рычаговой системы;
После того как М родстер был оснащен двигателем S54, корпус автомобиля был слегка модифицирован, а амортизаторы и пружины получили большую жесткость.
Тормоза родстера М серии взяты от M3 E36. Все четыре колеса получили вентилируемые дисковые тормоза, 315 миллиметров – передние и 312,4 миллиметров задние. Кроме этого, все авто (за исключением тех, которые производились для американского рынка) оснащались двумя частями “плавающих” передних дисков. Дело в том что, рынки США решили отказаться от предлагаемых во всем мире, эффективных двух-частевых дисков, из-за того, что руководство BMW в Северной Америке было обеспокоено тем,что, в случае если диски будут установлены не надлежащим образом, то это может спровоцировать ряд аварийных ситуаций, и как следствие – огромную юридическую ответственность. Тем не менее, М родстеры производимые для канадского рынка оснащались плавающими дисками.
Обе версии М родстеров получили диски одинакового размера (7,5×17 дюймов – передние и 9×17 дюймов – задние) однако отделка дисков значительно отличалась: ранние версии родстеров (с двигателем S50 и S52) получили отделку “Chromeline”, а более поздние версии (с двигателем S54) получили более темную хромированную отделку.
Габариты
размеры в мм/вес в кг/объем в литрах | |
Длина | 4025 |
Ширина | 1740 |
Высота | 1270 |
Колесная база | 2460 |
Ширина колеи спереди | 1420 |
Ширина колеи сзади | 1490 |
Клиренс | 110 |
Размер передних шин | 225/45ZR17 |
Размер задних шин | 245/40ZR17 |
Снаряженная масса | 1350 |
Полная масса | 1620 |
Объем багажника | 165 |
Объем топливного бака | 51 |