Для того, чтобы двигатель работал, необходимо топливо, но мало кто из нас также знает, что для того, чтобы двигатель работал надлежащим образом, нужен еще один компонент, без которого топливо не воспламеняется должным образом – воздух.
Воздушный фильтр – один из первых элементов системы впуска, с которым сталкивается всасываемый воздух. Основная функция фильтра – очистить воздух, поступающий в камеру сгорания, от загрязняющих веществ находящихся в воздухе перед подачей его во внутреннюю часть двигателя.
Некоторые фильтры удерживают пыльцу и мусор размером от нескольких сотых долей миллиметра, благодаря чему воздухозаборник двигателя останется чистым.
Виды фильтров:
- сухие фильтры – предназначены в основном для более тяжелой техники, а бумажные, хлопковые или сетчатые фильтры – в большинстве случаев для дорожных транспортных средств. Фильтрующий материал сухих фильтров изготовлен из хлопка, целлюлозы или искусственных материалов, то есть полиэфира. Двигатели современных автомобилей чаще всего используются бумажные воздушные фильтры;
- есть также варианты, называемые “мокрыми”, в которых фильтрующей средой обычно является масло. Такие фильтра устанавливаются в тяжелой технике окруженной огромным количеством пыли, на легковые автомобили такого типа фильтры не устанавливаются;
- так же различными производителями предлагаются конические фильтры. Чаще всего они применяются в двигателях спортивных автомобилей, которые требуют большого количества топлива и холодного воздуха;
Конструкция фильтра
Воздушный фильтр может быть изготовлен из искусственных или натуральных материалов. Он прост в конструкции, так же как и по принципу действия.
Воздух, всасываемый в двигатель, проходит через фильтр. Отверстия в картридже фильтра небольшие, и через них может проходить только чистый воздух, – грязь и пыль оседают на фильтрующем материале. Чтобы обеспечить наилучшую и эффективную фильтрацию, фильтрующий материал имеет форму губной гармошки для увеличения полезной площади при сохранении относительно небольших размеров самого элемента.
Если не менять
Несмотря на то, что стоимость воздушного фильтра – относительно не высока (в зависимости от качества), и он легко меняется, тем не менее некоторыми автовладельцами проверка во время осмотра игнорируется, в целях экономии.
Что случится, если не менять воздушный фильтр или менять, но не вовремя?!
Как было указано выше, воздух помимо топлива, является одним из двух компонентов смеси, которая сгорает в цилиндре мотора. Таким образом, предоставление соответствующего количества воздуха влияет на эффективность двигателя. Фильтр, не замененный в течение длительного периода времени, станет загрязненным, и возможность проходить через него воздух значительно ухудшиться. По этой причине – в цилиндры не поступает необходимое количества кислорода, и процесс сгорания будет неполным. Как неизбежный результат, двигатель теряет мощность производительность падает, а расход топлива только увеличивается.
Забитый воздушный фильтр приводит к серьезным повреждениям, включая повреждение поверхности цилиндров, поршней и поршневых колец
Фильтр может быть изготовлен из различных материалов, как натуральных, так и синтетических. Со временем их способность улавливать загрязняющие вещества снижается и все больше частиц песка или других твердых тел попадет в двигатель. Может показаться, что это не должно негативно повлиять на состояние двигателя. Однако, в моторе имеются компоненты, которые могут подвергаться чрезмерному износу при наличии пыли, грязи, песка и т.д.
Примером является турбокомпрессор и его колесо. В результате ударов частиц песка об турбинное колесо, его лопасти будут постепенно разрушаться, что через некоторое время приведет к выходу из строя дорогостоящей турбины. Этой проблеме особенно подвержены двигатели с конусными фильтрами.
Дополнительно хотелось отметить, что для двигателей с наддувом чистота фильтра имеет большое значение для нормальной работы турбонагнетателя. Если он загрязняется, то недостаточное количество воздуха в топливной смеси приводит к более высокой нагрузке на турбину, что может привести к преждевременному износу ее компонентов. Как видите, грязный воздушный фильтр может иметь значительные финансовые последствия.
На автомобилях с бортовым компьютером часто появляются ошибки, а на панели приборов загорается индикатор “Check Engine”.
Как выбрать
Чтобы правильно выбрать воздушный фильтр, стоит знать наиболее важный критерий при выборе – количество фильтрующего материала. Также стоит обратить внимание на длину волокна и устойчивость к повреждениям (в основном, на разрыв или изгиб).
Перед покупкой нового воздушного фильтра убедитесь, что он имеет правильный размер и легко помещается в воздушную коробку Вашего автомобиля. Также обращайте внимание на их пропускную способность. Слишком маленькая, и слишком большая может привести к неисправности системы фильтрации.
Стоимость
Цена на фильтры даже для одной и той же модели автомобиля может варьироваться. В чем причина таких расхождений? Стоит ли доплачивать за лучший или достаточно заменить на самый дешевый?
Стоимость воздушного фильтра зависит от марки и модели автомобиля, поэтому цена на расходы не будет слишком большой учитывая прайс-лист на годовое содержание конкретно Вашего автомобиля.
Как уже ранее упоминалось, воздушный фильтр очень важен для надлежащей работоспособности мотора. Разумеется, возможности у каждого индивидуальны, и поэтому, при выборе недорогого или менее качественного воздушного фильтра, рекомендуется время от времени проверять и контролировать его состояние, чтобы избежать потенциальных проблем и обеспечить исправную работу силового агрегата. Но, в некоторых случаях, выбор более качественного фильтра является наилучшим решением.
Какой производитель
Фильтры с бóльшим количеством фильтрующего материала внутри производят известные бренды, как правило они более дорогие.
MANN-FILTER
MANN-FILTER — производитель с более чем 60-летним опытом работы в автомобильной промышленности с широким ассортиментом не только воздушных, но и салонных, масляных, топливных фильтров, предназначенных для применения в легковых, грузовых автомобилях. Продукция MANN-FILTER характеризуются высоким немецким качеством изготовления и пользуется популярностью среди автовладельцев, берегущих свой автомобиль.
Bosch
Спустя первые 10 лет деятельности, продукция компании Bosch поставлялась многочисленным автопроизводителям, постепенно расширяя свою деятельность на нескольких континентах. Сегодня, Bosch это мировой лидер в автомобильной промышленности. Воздушные фильтра этого производителя также высокого качества, изготовлены из высококачественных материалов и проходят тщательные испытания.
Mahle
Начав свою деятельность в начале прошлого века, компания Mahle постепенно расширяет производство автозапчастей и включает новые высококачественные компоненты двигателя и фильтры, в том числе и воздушные. Продукция немецкого производителя зарекомендовала себя как поставщик качественной продукции и пользуется популярностью среди владельцев автомобилей во всем мире.
Filtron
Компания Filtron, специализирующаяся на производстве высококачественных фильтров, и в 2016 году компания присоединилась к группе Mann + Hummel, что позволило еще больше развить компанию. Современная лаборатория использует методы исследований в соответствии с международными стандартами и современными производственными процессами. Воздушные фильтры Filtron отличаются не только своим качеством, но и очень широким ассортиментом, и являются оптимальным заменителем для таких брендов, как Bosch или MANN-FILTER.
При выборе спортивных фильтров, лучшими фильтрами являются – K & N и Pipercross. Воздушные фильтры данных производителей состоят из 4-6 слоев сложенного хлопка, что увеличивает полезную площадь, допускают неограниченный поток воздуха, сохраняя при этом уровень фильтрации, обеспечивая тем самым долгий срок службы. Их можно мыть и использовать повторно. Фильтры этой марки также пропитаны специальным маслом, которое удерживает мельчайшие примеси.
Когда менять
Когда дело доходит до замены фильтра, то каждый автомобиль должен рассматриваться индивидуально. Производители рекомендуют менять его каждые 15–40 000 км или 1 год, если транспортное средство преодолевает меньшее расстояние.
Широкий диапазон подразумевает условия эксплуатации транспортного средства. Многие водители живут за пределами города, и в таком случае автомобиль преимущественно эксплуатируется по грунтовым дорогам, заполненным гравием и песком, в которых фильтр подвержен интенсивной работе, замена рекомендована каждые 15 000 км. Однако пробег не является единственным определяющим фактором. Приблизительно после 3 лет использования фильтры начинают разрушаться и его частицы вместе с всасывающим воздухом могут попасть в двигатель, о чем Вы уже знаете. Поэтому, если автомобиль редко используется, как говорится “автомобиль выходного дня” – стоит обратить внимание на этот параметр.
Частая замена способствует продлению срока службы двигателя и улучшению его рабочих параметров
Исследования показывают, что фильтр может поглощать до 6 кг загрязнений в год, поэтому независимо от того, на каких дорогах используется автомобиль, Вы должны регулярно проверять его состояние.
Как заменить?
Замена воздушного фильтра проста, и вы можете сделать это самостоятельно, без использования специальных инструментов. Просто найдите его корпус, отцепите защелки, удалите старый фильтр и вставьте новый.
Инструкция замены
1. Воздушный фильтр в каждом автомобиле находится в корпусе под капотом. Чаще всего он расположен возле блока двигателя. Если Вы не можете найти его, Вам нужно использовать инструкцию для Вашего автомобиля.
2. Далее корпус необходимо разобрать. Каждый корпус состоит из двух частей. Чтобы заменить фильтр, снимите верхнюю часть корпуса. В некоторых автомобилях они связаны друг с другом с помощью пластиковых защелок, которые нужно отсоединять осторожно, чтобы не сломать. В данном примере крышки соединены с помощью винты, которые следует откручивать с помощью подходящей отвертки.
3. После снятия крышки извлеките старый фильтр.
4. Очистите корпус от грязи с помощью влажной ткани или пылесоса. Распространенной ошибкой является использование компрессора, который “выталкивает” грязь в центр выпускной трубы фильтра, и, следовательно, загрязняющие вещества попадают в двигатель.
5. Следующим шагом является установка нового фильтра. Стоит обратить особое внимание на то, чтобы он был установлен именно на специально отведенном для него месте.
6. Вставив фильтр, вы можете перейти к верхней части корпуса. Во время сборки обращайте особое внимание на правильное положение прокладки (если она присутствует в фильтре)
7. Выполнив вышеуказанные действия, установите верхнюю крышку корпуса на прежнее место, и закрепите винтами. Далее запустите двигатель, чтобы проверить его работу.
Можно сказать, что воздушный фильтр является тривиальным элементом рабочей части двигателя. Однако его роль в работе двигателя огромна и влияет на долговечность работы двигателя. Обслуживая машину, мы часто об этом забываем, хотя его стоимость небольшая, а замена занимает несколько минут.