Масляный фильтр является важным элементом системы смазки двигателя. Его задача – очистить масло, поступающее в систему, от примесей в виде минеральных частиц и полутвердых органических частиц, образующихся в процессе эксплуатации автомобиля. Этот фильтр предназначен для предотвращения попадания грязи внутрь двигателя, продления срока его службы и обеспечения бесперебойной работы. Фильтр представляет собой металлический цилиндр, установленный в подкапотном пространстве.

Засоренный масляный фильтр приводит к снижению производительности двигателя, увеличению расхода топлива и перегреву двигателя, что может повредить прокладку головки цилиндров и привести даже к выводу из строя силового агрегата.

Масляный фильтр оказывает большое влияние на возможности двигателя и его надежность. Когда двигатель работает, в масло попадает много загрязнений, которые улавливаются масляным фильтром, например, различные типы загрязнения воздуха, металлическая стружка, остаточное топливо, сажа, частицы воды и многое другое, поэтому задача масляного фильтра – тщательно его отфильтровать и устранить все поступающие загрязнения.

Сравнение масляного фильтра - новый и старый

Масляный фильтр предназначен для удаления всех типов опилок и загрязнений, возникающих в результате износа компонентов двигателя, которые взаимодействуют друг с другом. Правильная работа двигателя и бесперебойная работа системы смазки результат использования качественного масляного фильтра. Неправильная фильтрация масла вызывает отложения углерода в двигателе и приводит к значительному увеличению износа деталей двигателя. Это в свою очередь может привести к повреждению двигателя в течение короткого времени

Ранние двигатели внутреннего сгорания не использовали масляные фильтры, и в сочетании с низким качеством масла, доступным в то время, поэтому транспортные средства требовали частой замены масла. Наконец, была разработана первая система полной фильтрации. По сути, эта система позволяла маслу проходить через фильтр, прежде чем оно достигло критических рабочих элементов внутри двигателя

Важность замены

Начнем издалека. Моторное масло отвечает не только за смазку, но и обеспечивает чистоту в двигателе. Оно улавливает весь “мусор” и собирает их в масляном фильтре. Стоит отметить, что присадки, содержащиеся в масле, какое-то время выдерживают вредное воздействие выхлопных газов, но в какой-то момент действие присадок заканчивается, и масло теряет свои свойства. Если масло не заменить, оно будет циркулировать в двигателе тем самым уничтожая его.

Весь мусор попадает в масло не только от трения деталей мотора, но также из воздуха, так как воздушный фильтр не способен уловить полностью всю пыль.

Загрязнения в фильтре накапливаются медленно и постепенно, делая работу двигателя все менее и менее эффективной, поэтому нестабильная работа мотора проявляется не сразу, но когда последствия проявляются “громко о себе давая знать”, – менять фильтр в большинстве случаев поздно, так как мотор будет нуждаться в ремонте.

Конструкция и принцип работы

Существует 3 основных типа конструкции масляных фильтров:

  • разборные;
  • неразборные;
  • модульные;

Наиболее популярным является классический неразборной полно-поточный фильтр.

Конструкция масляного фильтра

Главный элемент масляного фильтра является фильтрующий элемент. Чаще всего он изготавливается из специальной гофрированной бумаги пропитанной смолами. Такая бумага обладает высокой пористостью, а благодаря пропитке – водо- и масло-стойкостью. Для достижения максимально возможной площади фильтрующей поверхности при минимальных габаритах, бумагу укладывают специальным образом, обычно в виде многолучевой звезды, и качество работы фильтра напрямую зависит от качества фильтрующего элемента.

Принцип работы

Моторное масло подается масляным насосом внутрь фильтра через отверстия на крышке фильтра. Масло находится под высоким давлением, около 5 бар. Это не проблема для фильтрующего элемента, если масло имеет допустимую вязкость и горячо, а сам картридж (элемент) относительно чистый. Однако, если фильтрующий элемент уже загрязнен или масло холодное и густое, оно не всегда сможет пройти через бумажный фильтр так, как это необходимо. Обратный клапан нужен для того, чтобы масло не выливалось назад после того как будет заглушен двигатель, и чтобы при запуске двигатель не работал без масла те несколько секунд, пока насос не накачает масло обратно в фильтр и не создаст системе нужное давление.

Кстати, это одна из главных причин долго горящей лампочки давления масла при запуске двигателя

Далее масло под давлением продавливается через фильтрующий элемент внутри фильтра, и очищенное масло поступает назад в систему смазки автомобиля. Для предотвращения масляного голодания, в тех случаях, когда фильтр забился и не может отфильтровать нужное количество масла, или необходимо резко поднять обороты двигателя, а также если масло на морозе сильно загустело предусмотрен – перепускной клапан. Внутри стоит пружина и резиновая мембрана, ее давлением отживает внутрь и не очищенное масло напрямую минуя фильтрующий элемент попадает назад в систему.

Как выбрать

Как отличить хороший фильтр от плохого?! Эта задача не простая, потому что все спрятано внутри корпуса и визуально не видно ни фильтрующего элемента, не клапанов, не конструкции.

Главный принцип конструктора: некрасивое – не работает. Определить качество фильтра возможно по внешним признакам:

  • краска должна быть нанесена ровно однотонно и без подтеков;
  • надписи должны быть четкими и ровными;
  • завальцовка корпуса в основании должна быть ровной без заломов;

В дешевых фильтрах пытаются экономить на всем, в том числе и на внешних элементах, но если эти признаки не помогают на определенном фильтре – тогда снимите уплотнительное кольцо и загляните под него. На качественных фильтрах используют завальцовку, а на некачественных используют точечную сварку. Если Вы увидите точки от сварки, то это будет дополнительным признаком низкокачественного фильтра.

Как определить оригинальный масляный фильтр и подделку

Этот принцип работает для дорогих общепризнанных брендов. Один и тот же фильтр произведенный, например в Германии будет завальцован, а произведенный, например в Китае может быть произведен по упрощенной технологии и признаком этого будет сварка

Когда менять

Срок службы масляного фильтра – это относительный термин. Его рекомендуется менять каждый раз при замене масла, будь то интервал 5000 или 20 000 километров. В противном случае, часть загрязненного масла вернется в двигатель, после чего замена масла частично теряет свою пользу в плане обслуживания, к тому же представьте, с какой эффективностью грязный фильтр будет пропустить чистое масло.

Хотелось бы отдельно отметить, что замена масла интервалом в 20-30 000 км – существенно сокращает исправную работоспособность двигателя в перспективе. Если автомобиль на гарантии, при умеренных нагрузках рекомендовано менять масло каждые 5000-7000 км – что бы Вам не рассказывал дилер, у них свои интересы.

Производители

В настоящее время на рынке появляется все больше компаний, занимающихся производством масляных фильтров. Каким стоит доверять?

MANN FILTER

Масляные фильтры MANN FILTER является частью огромной немецкой группы MANN + HUMMEL, созданной в 1941 году. Многолетний опыт способствовал созданию MANN FILTER, который специализируется исключительно на производстве фильтров для легковых и грузовых автомобилей. Изделия отличаются высоким качеством и часто мировые автопроизводители устанавливают их на свои автомобили еще на заводе.

Bosch

Bosch является ведущим производителем автомобильных запчастей, основанным в 1886 году в Штутгарте. Bosch знаком большинству как производитель свечей зажигания и свечей накаливания, но со временем ассортимент автомобильных запчастей расширялся и на сегодняшний день компания предлагает автовладельцам воздушные, топливные масляные фильтры, которые отличаются очень высоким качеством. Масляные фильтры Bosch также используются во время “первой сборки” некоторыми автомобильными концернами.

Knecht

Knecht – это немецкая компания, принадлежащая группе Mahle, которая начала свою деятельность в 1920 году, и изначально она специализировалась на производстве поршней. Со временем компания налаживает производство фильтров, и на сегодняшний день, масляный фильтр Knecht характеризуются отличным соотношением цены и качества, поэтому с каждым годом продукт находит все большее число своих покупателей.

Filtron

Filtron принадлежит международной автомобильной группе Affinia Group. В ее ассортимент входят фильтры для легковых и грузовых автомобилей. Интересно, что компания располагает самой современной в Европе лабораторией, в которой проводятся исследования, направленные на детальный контроль продуктов. Filtron – это прежде всего привлекательная цена и высокая доступность запчастей.

Помимо выше указанных производителей масляных фильтров, сделать выбор также возможно в сторону таких ведущих брендов масляных фильтров как Magnetti Marelli, Hengst Filter и Meyle. Кроме того, имеется неплохой выбор среди фильтров Ashika, Blue Print и Comline, которые, хотя и не пользуются популярностью, но отличаются хорошим качеством и конкурентоспособной ценой.

Замена фильтра

Замена масляного фильтра является относительно простой операцией. Его возможно отсоединять отдельно или с помощью ключа для фильтра. Некоторые модели автомобилей оснащены фильтрами со сменными картриджами, то есть нет необходимости заменять весь корпус, а только картридж фильтра.

После установки нового масляного фильтра, необходимо на некоторое время запустить двигатель, и проверить фильтр на наличие подтекания.

Помните, что систематический контроль и регулярная замена масляного фильтра улучшат не только производительность двигателя, но будет способствовать продлению срока его службы.

Хотелось бы также отметить, что после замены фильтра, так же как и масло – самостоятельно мы не имеем возможности его утилизировать, поэтому в соответствии с требованиями охраны окружающей среды и нашего с Вами здоровья, рекомендуем сдать фильтр в ближайший автосервис, СТО, машиностроительное предприятие или автосалон, который сотрудничают с предприятиями по утилизации масляных фильтров.