BMW X5 E53 – первый кроссовер компании БМВ, который можно смело рекомендовать поклонникам марки. В том, что касается характера – это 100%-ый БМВ, впрочем на Х5 обратят внимание не только фанаты марки, а и те, кто ищет б/у паркетник класса люкс за умеренную цену.

БМВ Х5 Е53 стал одним из самых популярных кузовов немецкого бренда, появившихся на рынке за последние несколько десятилетий. И не смотря на года, этот автомобиль до сих пор признают одним из лучших, к тому же создателям X5 удалось сохранить в его облике и интерьере много баварских тонкостей. К примеру, крутящий момент между передней и задней осью был распределен в соотношении спереди – 38% и сзади 62%, таким образом, управляемость склонна к традиционному для БМВ заднему приводу. Традиций, от которых они стали “отходить”, но будем надеяться, что анти-традиции БМВ в виде переднего привода коснется только минивэнов и компактных автомобилей. Пожалуй, если компания испортит своими нововведениями в новом тысячелетии 3, 5 и 7-ю серию, большая часть фанатов имеет полное не обсуждаемое решение отказаться от какой-либо автомобильной симпатии к бренду в целом, но это уже другая история.

BMW X5 не относится к внедорожникам, именно к тем, которые имеют высокую степень проходимости, и не нужно от него требовать максимальные внедорожные качества (каменистые горы ему не преодолеть, и из глубокого брода не выехать), по крайней мере в заводском виде. Максимум, что сможет Х5 – преодолеть слегка разбитую грунтовую дорогу благодаря полному приводу и клиренсу в 176 мм. На версиях с пневматической подвеской можно увеличить высоту до 235 мм. То есть, преодолевать места, где в 99% случаев не пройдет легковой автомобиль, к примеру БМВ Е46 3 серии.

Так как Вы заинтересованы в покупке, или уже имеете Х5-ый во владении, то думаю Вам не стоит объяснять откуда берутся поломки и от чего зависит надежность автомобиля, и в сказки о вечных двигателях и т.д. Вы уже не верите. Если рассматриваете покупку, обязательно проверьте автомобиль на СТО, и запомните простое правило – “Вы радуете автомобиль, а он по своей природе отдает тем же”, то есть качественное обслуживание и уход – залог приятных и длинных поездок.

Эта статья более техническая. Она служит как дополнение к публикации – Как выбрать BMW X5 E53, и в большей степени обсуждается надежность БМВ Х5 Е53, частые, но замечу – возможные поломки.

Кузов

Кузов BMW E53 X5 – это пожалуй один из главных элементов в б/у автомобиле. Он хорошо защищен от коррозии, но в большинстве случаев если автомобиль побывал в аварии ржавчина начнет постепенно расширяться.

В Е53 особых проблем с кузовом нету, но возникают некоторые проблемы, которые досаждают владельцев.

Из-за не плотно закрывающейся пятой двери, что связано с разбалтывающимся замком в багажное отделений начинает втягиватся пыль, перестают гаснуть плафоны освещения и постепенно разряжается аккумулятор. Для решения проблемы возможно отрегулировать сам замок двери, но это решение поможет избавится от проблемы всего лишь на ограниченное время. Лучшим решением станет автодоводчик двери, но он появился только после рестайлинга, и поэтому при на автомобилях до 2003 года выпуска его необходимо устанавливать отдельно, разумеется при желании.

В нише под полом багажника находятся блоки предохранителей, которые отвечают за практически все системы комфорта и электрооборудование Х5, к тому же стоимость электронных блоков не маленькая.

Поэтому, не рекомендуется эту часть автомобиля заливать водой, например при обильной химчистке багажника, или при преодолении глубоких луж, так как вода может попасть в это уязвимое место снизу через дренажные отверстия.

Если какая-либо из дверей не откроется, то есть вероятность, что сломан держатель дверной ручки.

Держатель дверной ручки BMW X5 E53

В его конструкции встроена пластиковая деталь, которая имеет тенденцию ломаться, что позволяет кабелю свободно висеть и препятствовать открытию двери. Замена держателя является единственным решением проблемы. Держатель наружной ручки двери: левый – 51218243615, правый – 51218243616.

Если возникли какие-либо проблемы с фонарями в задней части, то на приборной панели появляется сообщение (индикатор неисправности) об проверке заднего фонаря/стоп-сигнала. Всегда осмотр начинайте с лампочки. В ином случае, проблема может появится из-за плохого соединения лампы на плате, которое подвержено коррозии. В этом случае необходимо менять фонарь в сборе. При покупке фонаря нужно учитывать год выпуска, так как фонарь для дорестайлинг Е53 и после – между собой отличаются, а также, если у автомобиля белые или прозрачные линзы указателей поворота.

Двигатели

Если говорить о двигателях, то здесь есть нюансы по каждому мотору, на что влияет время, но в первую очередь – эксплуатация и качество обслуживания.

Бензиновые двигатели БМВ Х5 Е53 достаточно теплонагруженные и требовательны к маслу, системе охлаждения, что, например связано с проблемами двигателя включая неприятности с маслосъемными колпачками, которые дубеют от высоких температур. Повышенный расход масла появляется в основном из-за разбитых направляющих клапанов и изношенных самих клапанов. В зависимости от ряда условий, подушки двигателя, форсунки и катушки зажигания прослужат около 80 000 км.

Дизельные двигатели БМВ Х5 Е53 не такие требовательные, так как они “холоднее”, и не имеют проблем с теми же кольцами, маслосъемными колпачками и системой охлаждения. Но могут быть проблемы с навесным.

3.0 i

Среди бензиновых двигателей наиболее распространенный был 3-литровый БМВ M54 устанавливаемый на BMW X5 3.0i. Это двигатель с алюминиевым блоком, оснащен электронным управлением дроссельной заслонкой и системой переменного газораспределения на обоих распределительных валах. Единственная серьезная проблема с этим двигателем связана со структурой системы вентиляции картера. Клапан довольно быстро забивается грязью, и рекомендовано его менять каждые 2-3 замены масла. В целом этот двигатель очень надежен, и если обслуживание выполняется регулярно, он без каких-либо проблем послужит 300 000 км без серьезных ремонтов.

Электронный термостат изготовлен из пластика и отвечает за подачу охлаждающей жидкости из основной системы охлаждения в масляный радиатор. Термостат в БМВ Х5 является общей проблемой для моторов М54 и когда он выходит из строя – препятствует циркуляции охлаждающей жидкости в масляный радиатор, что крайне нежелательно для “алюминиевого агрегата” – в результате чего мотор начинает греться, на холоде не набирает рабочую температуру, мотор дергается и не сбрасывает обороты.

Термостат BMW M54 (17111437362) находится между монтажным кронштейном масляного радиатора и расширительным бачком. В 8-цилиндровых двигателях для BMW X5 4.4, 4.6 и 4.8 термостат от компании Behr и более сложной конструкции (номер: 17107559966).

Рекомендуется хотя бы один раза (но лучше все же 2 раза) в год чистить радиатор, так как он забивается и вентилятор начинает подавать на мотор горячий воздух. Как результат температура воздуха возле первого цилиндра увеличивается, что приводит к залеганию масляных колец и увеличению расхода масла. Запуск проблемы приводит к дорогостоящему капитальному ремонту.

Для двигателя БМВ М54 блоки VANOS могут выйти из строя из-за износа уплотнительных колец поршневого уплотнения VANOS, изготовленных из материала с ограниченным температурным сопротивлением – Buna. Со временем уплотнительные кольца затвердевают и сжимаются, что приводит к потере их функциональных характеристик, это приводит к потере мощности до 3000 об/мин, громкий холостой ход и грубую работу мотора. Для увеличения срока службы уплотнительные кольца Buna можно заменить уплотнительными кольцами из Витона.

4.4 i

8-цилиндровый мотор БМВ М62 более капризнее, и в обслуживании дороже 6-цилиндрового силового агрегата. К тому же “8 цилиндров” более нагружают подвеску и трансмиссию, но по ощущениям от вождения превосходит в N раз. Для того, кому это важно перед покупкой обязательно прокатитесь на 3.0i и BMW X5 4.4i -разницу почувствуете, и скорее всего остановитесь на последнем, хотя все же состояние автомобиля б/у играет решающую роль.

Двигатель M62 4.4 имеет высокие рабочие температуры и требует много внимания. Всегда следите за состоянием термостата, сальников, радиатора, который необходимо так же как и в случае с М54 чистить и клапанов, особенно если мотор сильно нагружается.

После рестайлинга 4,4-литровый мотор M62 был заменен на BMW N62. У нового поколения те же проблемы, что и раньше, но они появляются раньше и чаще. Двигатель N серии нуждается в бензине высокого качества, в противном случае может работать не стабильно. Оба двигателя имеют алюминиевые крышки цилиндров, которые довольно хрупкие, а бензин низкого качества может его испортить.

На двигателях М62 и М62TU при разрушении пластиковой направляющей цепи ГРМ появляется грохот в моторном отсеке при запуске и работе двигателя. Игнорирование проблемы приводит в ближайшее время к перескакиванию цепи с нарушением фаз ГРМ, что гарантировано повредит клапаны, а это более дорогостоящий ремонт.

Так же как и другие мотора оснащенные системой ВАНОС, в двигателе M62TUB44 блок VANOS может выйти из строя из-за износа уплотнений VANOS. Симптомы: грохочущий шум после холодного запуска и на холостом ходу прогретого мотора (грохот VANOS), потеря мощности. Уплотнения VANOS содержат уплотнительные кольца по внешнему и внутреннему периметру (из Витона), которые со временем сжимается и приходит в негодность. Уплотнение стержня по периметру в корпусе состоит из тефлонового и уплотнительного кольца. Тефлоновое кольцо подвержено износу и износу материала, в результате чего оно теряет свои функциональные характеристики. Проблема устраняется заменой колец ремкомплектом ВАНОС для М62.

В двигателях N62 для BMW X5 4.4i и 4.8i выпущенных с июня 2004 по февраль 2005 года могут нестабильно работать до ~20 секунд после холодного запуска на холостом ходу. Кроме того, могут загореться индикаторы об проверке двигателя, а в DME появятся ошибки пропуска зажигания (например, FC 2742, 2743, 2744, 2745, 2746, 2748, 2749 и 274E). Это связано с неправильными допусками и геометрией промежуточных рычагов “Valvetronic”, вызывающими неравномерное заполнение цилиндров в течение переходного периода холодного запуска (60 секунд после запуска), когда система Valvetronic переключалась с начального уровня 6 мм до минимума 0,3/0,8 мм подъема клапана. Чтобы исправить проблему, необходимо заменить промежуточные рычаги Valvetronic.

4.6 is

Двигатель объемом 4,6 литра для BMW X5 4.6is не могут похвастаться надежностью, аналогичной BMW X5 3.0i, но V8 ведет себя лучше, чем мотор 4,4 литра и вполне заслуживает внимания. Причиной большей надежности является более низкая рабочая температура. Если на 4.4 расход масла может начаться уже с 150 000 км, то на больших 4,6 включая 4,8-литровый мотор проблем быть не должно – до 250-300 000 км. Царапины часто появляются на стенках цилиндров через 200 000 км, но царапины также можно найти и на двигателях 3.0 i, но очень редко.

4.8 is

Самая мощная версия мотора для Х5-го в кузове Е53. Появление проблем в моторе так же как и в других силовых агрегатах зависит от ряда факторов, и износ каких-либо отдельных узлов и деталей происходит для каждого мотора индивидуально.

Проблемы, общие для всех бензиновых двигателей, связаны с системой VANOS. Стоит чаще обращать внимание на ремень генератора и его натяжной ролик, так как к 40-50 000 км они изнашиваются. Двигатель BMW X5 4.8is, если они находятся в хорошем состоянии, не должны потреблять масло. Если потребление есть, это значит что имеются более или менее серьезные проблемы. Чтобы продлить срок службы двигателей, лучше уменьшить интервал между заменами моторного масла.

3.0 d

В моторе БМВ М57 с приходом первых морозов, после запуска двигателя – 5-10 секунд работает не стабильно (трясет), а при диагностике выдает несколько ошибок по свечам накала. В 90% случаев необходимо пропаять контакты от штекера на плату в блоке управления свечами накала. Эта проблема связана с тем, что блок управления на этом моторе прикручен к блоку двигателя, и так как это дизель и имеет свойственную ему вибрацию, то со временем контакты отстают. В ином случае, нужно поменять свечи накала.

У 3-литрового дизеля также возможны проблемы с вентилятором системы охлаждения. После примерно 200 000 км начинаются проблемы с топливными форсунками, к счастью, они могут быть отремонтированы. Другие проблемы, которые приходят со временем, это поломка топливного насоса и турбины. Работа турбины на дизеле приводится в действие датчиком давления, который к пробегу около 150-200 000 км выходит из строя. Нарушения в работе двигателя могут быть вызваны неисправностью датчика давления или подтеканием из трубопроводов, ведущих к промежуточному охладителю.

Кроме того, дизель может иметь типичные проблемы с клапаном EGR, который загрязняется и перестает работать. Желательно на автомобиле после 100 000 км пробега вырезать EGR, так как он постепенно забивает впуск сажой, что влияет на увеличение расхода топлива и ухудшает разгонную динамику. Так же для очистки EGR, FAP и инъекционного оборудования можно использовать различные добавки или присадки. Было бы хорошо использовать их иногда даже до того, как у вас возникнут проблемы, чтобы избежать их. Иногда они даже помогают, когда проблемы уже есть.

Дизельные BMW X5 3.0d с двигателями M57D30 и M57TUD30 могут быть оснащены механизмом вихревой заслонки во впускном коллекторе состоящий из дроссельных клапанов в каждом отдельном впускном тракте. Эти дроссельные клапаны были прикреплены к приводному штоку с помощью двух маленьких винтов, со временем эти винты могли ослабнуть. Если это произошло, винты могут быть втянуты в цилиндр и привести к значительному повреждению поршня, головки цилиндров и клапанов. Если винт пройдет через выпускной клапан, он сможет повредить турбокомпрессор. Решить возможную проблему возможно убрав вихревые клапаны и заменить их заглушками.

Коробка передач

На BMW Х5 Е53 устанавливалась механическая и автоматическая трансмиссия. Отдельно хотелось бы отметить, что общей проблемой со всеми коробками передач является эластичная муфта карданного вала, которая при большом пробеге может разорваться, симптомами разрыва является вибрация по кузову.

Механическая коробка

МКПП – это редкость, и не представляет особых проблем, что напрямую зависит от стиля вождения. Механика предлагалась только в компоновке с 3.0-литровыми моторами (бензин и дизель).

На BMW X5 3.0i с механической коробкой передач из-за слипания штифта вала 5-ой передачи и неисправной втулки заднего хода, установленной в отверстии вала селектора коробки передач могут наблюдаться затруднения с автоматическим переходом с 5-й и задней передачи обратно в нейтральное положение или отсутствие чувства сдвига. Для решения проблемы необходимо приобрести ремонтный комплект втулки шарнира (23117542726) и произвести замену необходимых деталей.

Автоматическая коробка

АКПП с возможностью ручного переключения на первом BMW X5 показала себя очень даже неплохо, и задержки при переключении практически не ощущаются.

5-ступенчатая ZF

На модели выпущенные до рестайлинга была установлена ​​5-ступенчатая автоматическая коробка передач ZF 5HP24 (A5S-440Z). В целом трансмиссия надежная, и при правильном обслуживании не создаст особых проблем до 200-300 000 км.

В BMW X5 3.0i, которые выпускались с октября 2002 по декабрь 2003 года и комплектовались АКПП может наблюдаться задержка в переключение с режима парковки “P” в “D” в течении от 2 до 30 секунд. Эта проблема преимущественно проявляется при холодном старте, например после ночного простоя. Она вызвана недостаточным повышением давления для переднего сцепления во время первого переключения “P” в “D”. Чтобы починить поломку, нужно перепрошить блок управления автоматической коробкой передач “EGS”.

На ранних моделях V8 4.4 и 4.6 (2000-2003) ошибочное переключение и неправильные показания температуры могут быть результатом повреждения жгута проводов (деталь 24341423719), который контролирует корпус клапана на коробке передач. Корпус клапана представляет собой серию гидравлических клапанов, которые направляют жидкость вокруг трансмиссии для приведения в действие зубчатых колес, и эти клапаны приводятся в действие электронными соленоидами. Из-за месторасположения этого жгута (под масляным поддоном трансмиссии) с течением времени он подвергается воздействию высоких температур. Жгут также содержит датчик температуры, который передает важную информацию обратно в ЭБУ коробки передач. Если показания недоступны, ЭБУ будет учитывать ошибочные температуры.

5-ступенчатая GM

Помимо трансмиссии от ZF, как до, так и после рестайлинга на Х5 устанавливалась автоматическая коробка передач GM5L40E от General Motors (A5S360R). По сравнению с той же 5-ступенчатой ZF 5HP – АКПП от GM относительно капризная, не любят высокие обороты и грязное масле. Со временем в коробке появляются проблемы с давлением масла и ряд других неприятных моментов.

К примеру, при наличии стуков (ударов), в 9 из 10 случаев необходимо заменить соленоидный комплект и моторное масло. Если после этой операции проблема не уйдет, возможно неисправность появилась из-за гидротрансформатора или необходимости заменить изношенные сцепления.

6-ступенчатая ZF

После рестайлинга в 2003 году, на кроссовер устанавливалась 6-ступенчатая автоматическая коробка передач ZF 6HP26. Это более современная, и более быстрая коробка передач, которая позволяла экономить расход топлива, и в целом работала лучше чем 5-ступенчатая, но при условии, что она в хорошем состоянии, на что влияет интервал замены масла и фильтра – не реже, чем через каждые 50-60 000 км.

На трансмиссии 6HP19/6HP21 или 6HP26/6HP28, которые были изготовлены до апреля 2008 года может быть видна течь трансмиссионной жидкости в области масляного поддона коробки передач, из-за плохой герметичности уплотнительного кольца уплотнительной втулки Mechatronic (деталь 24 34 7 588 725).

Течь масла с автоматической коробки передач BMW X5 E53 - ZF

Периодически рекомендуется осматривать коробку передач, так как подтекание масла с коробки говорит о том, что втулку нужно заменить. Но, менять следует только в том случае, если видимый след подтекания указывает на существенную потерю трансмиссионной жидкости

Масляный радиатор первых BMW X5 V8 и всех 6-цилиндровых модификаций (деталь 17207500754), а также более поздних V8 (деталь 17227537601) с течением времени начинает протекать, что также влияет на эффективность. Связано это с грязью, которая в нем накопилась.

Подвеска

БМВ Х5 Е53 предлагалась с двумя типами подвески.

Стандартная: спереди устанавливались обычные пружины, а сзади – пневморессоры, которые вполне надежны, если их вовремя обслуживать и не нагружать на постоянной основе.

В передней подвеске чаще всего выходят из строя нижние поперечные рычаги. Например в версии 4.4 они послужат около 20-30 000 км. Стоек стабилизатора хватит на 40-70 000 км, столько же “выходят” шаровые опоры диагональных рычагов и тормозные диски.

Хотя срок службы втулок тяги объясняется привычками вождения и дорожным покрытием, они наиболее подвержены нагрузкам чем другие.

Тяга BMW X5 E53 - слабое место на не качественной дороге

Передние втулки, также называемые как резинометаллический шарнир для тяги (номер детали: 31126769715), являются общей проблемой, которая появляется из-за разрыва резины с вытеканием жидкости и как результат появляется вибрация рулевого колеса на скорости около 80 км/час.

В задней подвеске самым слабым местом являются верхние задние рычаги, которые служат от 50 до 90 000 км в зависимости от качества дорог. После 100 000 км из-за нагрузок и времени, проезжая мелкие ямы, подушка задней балки (резинометаллический шарнир: 33316770454) изнашивается, в результате чего появляется дребезжащий звук при ускорении, глухие удары при нажатии на педаль газа или тормоз, заднюю часть на скорости носит по сторонам. Наиболее надежные амортизаторы, которых хватает на 150-200 000 км.

Пневматическая подвеска предлагалась как опция для BMW X5 V8. По надежности особых нареканий нету, но не забываем о времени и манеры вождения некоторых персон. Ремонтные работы с пневматической подвеской обойдутся где-то в 2 раза дороже от стандартной. К примеру, воздушный компрессор как правило необходимо менять каждые 5 лет, а если воздушные подушки находятся в плохом состоянии – то чаще.

После 100 000 км рекомендуется обращать внимание на подушки передних пневмоэлементов. Со временем они трескаются, что влечет за собой покупку новых пневмостоек, которые продаются в сборе с подушками. Этот момент особенно важно учесть при выборе БМВ Х5 с пневмоподвеской.

Важно знать, что менять элементы подвески необходимо парами, и при том вовремя, так как отложив замену стоек стабилизатора, то позже нужно будет дополнительно менять рычаги.

Полный привод & xDrive

На BMW E53 до рестайлинга привод на четыре колеса особых проблем не предоставлял.

После рестайлинга Е53 получил новую систему полного привода – интеллектуальный xDrive. С новой системой, полноприводный X5 стал более “проходимым” во внедорожных условиях, но менее надежнее. Приблизительно на 250 000 км тяговый распределитель может выйти из строя, и в большинстве случаев это вина цепи. Лучше всего заменить его как можно скорее, чтобы избежать износа канавок карданного вала.

Со временем, зубья на черной пластиковой шестерне внутри серводвигателя привода раздаточной коробки ATC 500 (27107566296) со временем изнашиваются, о чем на приборной панели загорятся индикаторы ABS и 4×4, а при выключении автомобиля можно услышать щелчок. Устранение проблемы возможно после замены необходимых запчастей ремкомплектом серводвигателя – 27102413711. Некоторые производители предлагают нейлоновый приводной механизм с армированным углеродным волокном, что делает механизм более прочным и менее подверженным поломкам.

Рулевое управление

Практически каждый BMW X5 в кузове E53 имеет проблемы с рулевым механизмом. После пробега ~30-40 000 км в рулевой рейке может появится стук, но источником звука может быть и рулевой кардан. На ездовые качества поломка не влияет, но само ощущение неприятно.

Важно учитывать, что стук в руле при вращении также может быть причиной выхода из строя нижней части рулевого вала. Данная проблема чаще всего возникает после пробега 60-80 000 км, и проявляется в основном на неровностях. Ее устранение откладывать крайне не желательно, так как однажды руль может заклинить когда Вы входите в поворот.

В BMW X5 E53, за исключением версий 4.6is и 4.8is, во время поворачивания рулевого колеса слева направо может быть скрип или характерный шум, который исходит от вала шестерни рулевого механизма. Эта проблема возникает из-за недостаточной смазки уплотнения вала шестерни рулевого механизма. Для решения проблемы, к смазке гидроусилителя руля, для смазки уплотнения вала шестерни – нужно добавить присадку Lubrizol.

Интерьер

Эргономика и функциональность салона находятся на очень высоком уровне. Качество отделочных материалов образцовое, и что немаловажно, они устойчивы даже при длительной эксплуатации X5 с большим пробегом.

Первые потертости и износ элементов салона на боковых сторонах сидений появились только при пробеге, значительно превышающем 200 000 километров, но опять же – состояние салона зависит от того, как мы относимся к тому, что нас окружает.

На первых Х5-ых могут скрипеть стеклоподъемники, в большинстве случаев передних окон, так как они используются больше всего. Ранее компания проводила акцию по замене механизма стеклоподъемников, и наличие проблемы говорит о том, что возможно прежний владелец ее “пропустил”, поэтому менять придется сейчас свой счет.