BMW E36 – это модификация кузова 3 серии, которая производилась с сентября 1990 по 2000 годы и пришла на смену E30.
Разработка БМВ Е36 началась ещё в июле 1981 года, а утверждена она была в 1988 году. Эта модель была введена в производство в 1990 году для Европы и в апреле 1991 года для США и Канады.
E36 имела элегантный внешний вид и имела огромный успех на рынке, тем самым заложив прочный фундамент для успеха, которым пользовалась в последующие годы модель E46.
BMW E36 классифицировался по типу кузова, двух-дверное купе, двух-дверный кабриолет, четырех-дверный седан, пяти-дверный универсал, трех-дверный хэтчбек и седан с открывающимся верхом от Baur.
Технические характеристики BMW E36
Двигатели и модельный ряд BMW E36
Комплектовались автомобиля бензиновыми четырех- и шестицилиндровыми двигателями (M40, M42, M43, M44, M50, M52, S50) объемом от 1,6 до 3,2 литров мощностью от 82 до 325 л.с., и дизельными двигателями (M41, M51) объемом от 1,7 до 2,5 литров мощностью от 90 до 143 лошадиных сил.
Двигатель | Объем, куб.см | Мощность, л.с. при об/мин | Крутящий момент, Нм при об/мин | Степень сжатия, :1 | Максимальная скорость, км/час | Разгон с 0-100 км/час, секунд | Расход, л/100 км | |
316g | M43B16 | 1596 | 102/5500 | 150/3900 | 9,7 | 188 | 15,6 | 4,9/7,5 |
316i | M40B16 | 1596 | 102/5500 | 141/4250 | 9,1 | 191 | 12,9 | 7,9 |
316i | M43B16 | 1596 | 102/5500 | 150/3900 | 9,7 | 195 | 12,7 | 7,4 |
318i | M40B18 | 1796 | 113/5500 | 162/4250 | 8,8 | 198 | 11,3 | 8,3 |
318i | M43B18 | 1796 | 115/5500 | 168/3900 | 9,7 | 201 | 11,3 | 7,6 |
318is | M42B18 | 1796 | 136/6000 | 172/4600 | 10,0 | 213 | 10,2 | 8,3 |
318is | M44B19 | 1895 | 140/6000 | 180/4300 | 10,0 | 213 | 10,2 | 8,0 |
320i | M50B20 | 1991 | 150/6000 | 190/4700 | 10,5 | 214 | 9,8 | 9,5 |
320i | M52B20 | 1991 | 150/5900 | 190/4200 | 11,0 | 214 | 9,9 | 8,8 |
323i | M52B25 | 2494 | 170/5500 | 245/3950 | 11,5 | 227 | 8,0 | 9,0 |
325i | M50B25 | 2494 | 192/6000 | 245/4700 | 10,0 | 233 | 7,9 | 9,5 |
325i | M50TUB25 (Vanos) |
2494 | 192/5900 | 245/4200 | 10,5 | 233 | 8,0 | 9,5 |
328i | M52B28 | 2793 | 193/5300 | 280/3950 | 10,2 | 236 | 7,7 | 9,2 |
318tds | M41D17 | 1665 | 90/4400 | 190/2000 | 22,0 | 182 | 14,2 | 6,5 |
325td | M51D25 | 2499 | 115/4800 | 222/1900 | 22,0 | 198 | 12,0 | 6,9 |
325tds | M51D25 | 2499 | 143/4800 | 260/2200 | 22,0 | 214 | 10,4 | 6,7 |
Первыми E36-мы были четырехцилиндровые (с двигателем M43B16) 102-сильные 316i (этот же силовой агрегат устанавливался на 316g работающей на природном газе), 118 сильный 318i (двигатель M43B18), и шестицилиндровые 24-клапанные (двигатель M50B20) модели 320i мощностью 150 л.с. и 325i мощностью 192 л.с. (двигатель M50B25). Пассивная безопасность придавала автомобилю 200 килограмм лишнего веса.
БМВ Е36 с прежними четырехцилиндровыми агрегатами мало уступал своим предшественникам в динамике разгона, но зато превосходили их по экономичности и максимальной скорости. Благодаря новой задней подвески, BMW E36 стал более комфортабельней и легким в управлении. Седан BMW E36 успешно тюнинговали множество немецких тюнинговых компаний и ателье.
В октябре 1991 года начали продажу экономического турбо-дизельного варианта 325td (двигатель M51D25 с расходом 8,9 литров на 100 км в городском цикле). В этом же году была выпущена спортивная версия 318is.
В январе 1992 года на автосалоне в Детройте дебютирует новый двух-дверный 320i Coupe мощностью 150 л.с. (двигатель M50TUB20), 325i Coupe мощностью 192 л.с. (двигатель M50TUB25) и M3 Coupe мощностью 286 л.с. (двигатель S50B30). В отличии от кузова седана, посадка купе ниже на 50 мм, а капот длиннее на 80 мм. В сентябре этого же года 6-цилиндровые двигатели получили систему VANOS для впускных клапанов, что сделало их более экономичнее и тяговыми.
В марте 1993 года в Женеве был представлен кабриолет E36. Автомобиль отличался высоким уровнем безопасности. На нем устанавливались подголовники сзади, которые при опрокидывании автомобиля выдвигаются. В качестве опции к нему предлагали легко-съемную алюминиевую съемную крышу (Hard Top).
В октябре 1993 года вместо дизеля объемом 2443 куб.см начали выпускать новые высоко-оборотистые турбодизели (двигатель M51D25) 325td объемом 2,5 литров мощностью в 115 л.с. и 143 сильный 325tds Sedan (двигатель M51D25), которые были впервые оснащены промежуточным охладителем (интеркулером), на что указывал индекс “s” в маркировки модели, этот же вариант характерный и для других моделей этого поколения. Максимальная скорость у E36 Sedan доходила до 214 км/час.
В феврале 1994 года началось производство трех-дверного хэтчбека “Compact” с экономическими 4-цилиндровыми двигателями рабочими объемами 1,6 литров мощностью 102 л.с.(двигатель M43B16), 1,7 литровый турбодизель M41D17 мощностью 90 л.с., 1,8 литровый мощностью 115 л.с. и 1,9-литровый 140-сильный M44B19 с 16-клапанной головкой блока цилиндров. Пятиместный E36 Compact, по замыслу компании, это молодежно-студенческая версия BMW. Объем багажного отсека составляет 300 литров, а при сложенных задних сидениях – 1030 литров.
В августе 1994 года до шестицилиндрового турбодизеля (325td и 325tds) присоединился четырехцилиндровый мотор M41D17 рабочим объемом 1,7 литров и мощностью 90 л.с. который устанавливался на 318tds. Тогда же в продажу поступают новые М3 с 3-литровым шестицилиндровым двигателем, который развивает мощность в 286 л.с..
В январе 1995 года появилась модель 328i с двигателем M52B28 объемом 2,8 литров и мощностью 193 л.с., сменившая 2,5 литровую E36 325i, что усилило позицию BMW в секторе экономических спортивных моделей. На основе 325-го купе была создана пробная Electric 325 Coupe работающая на электричестве.
BMW E36 Touring был представлен в мае 1995 года, когда состоялась премьера модели 323i Touring оснащенной новейшим алюминиевым рядным шестицилиндровым агрегатом M52B25 с рабочим объемом 2,5 литров и мощностью 170 л.с., эти характеристики 323-ю модель разгоняют до сотни за 8 секунд, а также еще более мощная 193-сильная модель BMW E36 328i Touring (двигатель M52B28). Вместимость компактного универсала всего 1030 литров.
В сентябре 1995 года было обновление М3, в своем роде фирменный тюнинг от “BMW Motorsport“. Новый двигатель S50B32 объемом 3,2 литра и мощностью 321 л.с., в купе с механической 6-ступенчатой коробкой передач позволили снизить время разгона до 100 км/ч – до 5,4 секунд.
В 1997 году провели незначительную модернизацию внешности, были добавлены дополнительные цвета кузова и обивки, устанавливалась противобуксовочная система в стандартной комплектации для шестицилиндровых бензиновых автомобилей, добавлено обогревание асферических зеркал заднего вида, обновлены боковые указателей поворотов и изменилось оформление решетки радиатора. На BMW E36 М3 по заказу стало возможным установить новейшую разработку фирмы – механическую 6-ступенчатую автоматизированную коробку передач типа SMG (Sequential M Gearbox – механическая КПП с гидравлическим механизмом переключением и электронным управлением), это позволяло ездить как на “коробке-автомат”, так и с ручным переключением без педали сцепления, которая просто отсутствовала. Compact же обзавелся шестицилиндровым 2,5 литровым двигателем M52B25 мощностью в 170 л.с., и имел индекс – 323ti Compact.
Коробка передач BMW E36
КПП устанавливалась 5- 6-ступенчатая механическая, и 4- 5-ступенчатая автоматическая.
Размеры BMW E36
размеры в мм/вес в кг | Седан | Купе | Кабриолет | Компакт | Туринг |
Длина | 4433 | 4433 | 4433 | 4210 | 4433 |
Ширина | 1698 | 1710 | 1710 | 1698 | 1698 |
Высота | 1393 | 1366 | 1348 | 1393 | 1391 |
Колесная база | 2700 | 2700 | 2700 | 2700 | 2700 |
Колея передних колес | 1418 1408 (328i) |
1408 | 1408 | 1418 1408 (318ti) |
1418 |
Колея задних колес | 1431 1421 (328i) |
1421 | 1421 | 1423 1413 (318ti) |
1431 |
Снаряженная масса | 1130-1355 | 1315-1430 | 1435-1540 | 1215-1315 | 1355-1820 |
Полная масса | 1590-1815 | 1775-1815 | 1835-1885 | 1600-1680 | 1780-1820 |
Клиренс | 130 | 110-130 | 130 | 110 | 110-130 |
Всего за весь период производства БМВ Е36 3 серии было выпущено 2 283 600 автомобилей.
В 1998 году в гонке 24 часа Нюрбургринга выиграла дизельная модель 320d, благодаря мотору, который потреблял меньше топлива.
Краш-тест BMW E36
На видео ниже – лобовой удар при 64 км/час, боковой удар на скорости в 50 км/ч: