Двигатель BMW M78 – представляет собой первый шестицилиндровый двигатель компании БМВ с верхним распределительным валом (OHV). У мотора изначально был тот же диаметр и ход поршня, как и в четырехцилиндровом двигателе M68 от BMW 3/20, диаметр и ход были увеличены, чтобы обеспечить дальнейшее увеличение объема и мощности.

С этим мотором BMW заложила основу для 6-цилиндровых двигателей, которые будут производится на протяжении двадцати лет.

Двигатель BMW M303

Во время разработки нового двигателя, рассматривалось три различные концепции 6-цилиндровых моторов. Первая концепция мотора “A” получилась слишком сложной и рискованной, а концепция “B” была слишком банальной, в результате, был подготовлен третий вариант “C”, над которым работали Карл Реч с Рудольфом Шлейхером.

Их целью было дальнейшее развитие 4-цилиндрового двигателя M68 для создания 6-цилиндрового агрегата. В результате чего, был разработан мотор M78.

Основной новинкой в концепции “C” было литье картера и блока цилиндров как единое целое. При этом, блок был укорочен, а картер вынесен только до середины коленчатого вала.

Многие принципы разработки остались точно такими же, как в M68: диаметр и ход поршня, цепной привод распредвала, размещение и привод масляного насоса, тяги и качалки с верхним расположением клапанов, система впуска и выпуска, водяной насос и т.д. Коленчатый вал был установлен на четыре основных подшипника, но уравновешивания веса не было.

Основной параметр конструкции нового двигателя было его расстояние центра между цилиндрами, которое чередовалось и составляло – 68,5 мм и 90 мм. Первый и второй, третий и четвертый, пятый и шестой цилиндры были расположены между собой на расстоянии 68,5 мм, меньшее расстояние было выбрано для прохода воды между цилиндрами. Между вторым и третьим, четвертым и пятым цилиндрами было установлено большее расстояние – 90 мм в целях размещения дополнительной ширины подшипников коленчатого и распределительного валов.

Объем мотора составлял 1182 куб.см. Диаметр поршня был 56 мм и ход поршня 80 мм, с коэффициентом сжатия 5.6:1. Он выдавал 30 л.с. (22 кВт) при 4000 об/мин и 68 Нм.

Применялся первый 6-цилиндровый мотор на:

Двигатель BMW M315

Через год после запуска первого 6-цилиндрового двигателя для БМВ 303, компания решила увеличить объем мотора до 1,5 литров и тем самым поднять уровень его производительности. Таким образом была создана новая серия двигателей – M315.

Основная конструкция двигателя, включая её различные расстояния центра между цилиндрами остались прежними, и это расстояние было таковым, что диаметр цилиндра возможно было увеличить не более чем на 2 мм. Таким образом, объем до 1,5 литров пришлось   увеличивать удлинением хода поршня на 4 мм, что в свою очередь требовало увеличения высоты блока и новых поршней. От мотора М303 в свою очередь был взят карбюратор, впускной и выпускной коллекторы и головки блока цилиндров.

Для экспортных моделей, компания BMW разработала мотор M315/2 мощностью 40 л.с., и после завершения производства моделей БМВ 315, двигатель М315 был выпущен для специальных целей:

  • M315/5 с блоком генератора электричества 7 кВА
  • M315/6 для специального транспорта предназначенного для армии.

Оба варианта были оснащены новыми вспомогательными компонентами, такими как впускная и выпускная системы, карбюраторы, крепления двигателя и системы зажигания.

Двигатель M315 применялся на:

Двигатель BMW M315/1

Модернизированная версия двигателя M315 оснащенная тремя горизонтальными карбюраторами Solex 26 BFRH, что дало высокую производительность, а именно увеличение степени сжатия и мощности на 6 л.с..

Картер и блок цилиндров двигателя для родстера BMW 315/1 были сделаны из одного целого, двигатель имел один распределительный вал под блоком, с толкателями операционной вертикальной подвесной арматурой.

Впускные и выпускные трубы были на одной стороне.

Расстояния между отдельными цилиндрами, со вторым и третьим, соответственно четвертым и пятым цилиндрами были больше друг от друга, пространство между ними использовалось для подшипников коленчатого вала.

Коленчатый вал был без противовесов, поэтому находился на четырех подшипниках.

Двигатель BMW M319

Когда в начале 1930-х особо популярным становился автоспорт, и спортивный автомобиль с 2-литровым силовым агрегатом считается особенно популярны, компания БМВ принимает решение – разработать мотор с бóльшим объемом и увеличенной мощностью.

За основу, был взят мотор M315, в котором центр расстояния между цилиндрами был увеличен до 73 мм, а для трех пар цилиндров – 85,5 мм. Это было возможно только без изменения общей длины двигателя. Новый интервал позволил увеличить диаметр цилиндра до 65 мм, ход поршня был увеличен на 2 мм, что дало общий рабочий объем – 1911 куб.см..

Изменение конструкции почти всех компонентов привело к пересмотру основных компонентов конструкции двигателя, а именно расстоянию цилиндров и одновременному расширению узла двигателя, что в случае с M319 представляет собой новое поколение моторов.

В Великобритании, 1,9 литровый двигатель для BMW Frazer-Nash обозначался как M319/2 (с двумя карбюраторами) и M319/4.

1,9-литровая версия двигателя М78 (М315) применялась на:

Двигатель BMW M319/1

Усовершенствованный мотор на основе M319 оснащенный тремя горизонтальными карбюраторами Solex 30 BFRHS и устанавливаемый только на спортивный родстер BMW 319/1. В результате доработки, мотор стал мощнее на 10 л.с., а степень сжатия увеличилась на 1,2:1.

Двигатель BMW M326

В 1936 году с увеличением диаметра цилиндра на 1 мм, объем 6-цилиндрового двигателя M319 был увеличен до 2-х литров, и благодаря двум карбюраторам Solex 26 BFLVS мощность силового агрегат M326 была увеличена на 5 л.с..

Хотя основная конструкция двигателя осталась аналогична М319, все же был проведен ряд незначительных изменений для вспомогательного оборудования, к которым относятся масляный поддон, карбюратор с всасывающей трубкой для водяного насоса и демпфер крутильных колебаний..

Для автомобилей с рулевым колесом с правой стороны была разработана версия мотора – M326/1.

Двигатель BMW М326 применялся на:

Двигатель BMW M325

В качестве мотора для полноприводного военного внедорожника, был установлен двигатель М325.

Этот силовой был создан на основе M326 и соответствующим образом адаптирована специально для автомобиля БМВ 325.

Основные изменения касались системы смазки с сухим картером предназначенной для обеспечения надлежащей поставки топлива, и установки 12-вольтовой электрической системы, которая повлекла за собой изменение всех электрических компонентов.

Двигатель BMW M320

Чтобы обновить диапазон модельного ряда, в 1937 году был запущен модернизированный автомобиль BMW 320, а два года спустя – BMW 321.

Изначально, 320-я модель была оснащена мотором M319 без каких-либо изменений, но через шесть месяцев на автомобиль был установлен двигатель М320. Этот силовой агрегат был основан на M326, только оснащался одним карбюратором, что повлекло за собой изменение конструкции впускного коллектора/впускного очистителя воздуха.

Мотор M320 также имел свои отдельные версии, такие как M320/7 с блоком генератора электроэнергии на 12 кВА и M326/4-M320/8 с экспериментально установленной алюминиевой головкой.

Двигатель BMW M327

Мотор БМВ М327 создан на основе M326, но был укомплектован новыми поршнями с слегка приподнятой коронкой в целях увеличения степени сжатия и незначительными изменениями карбюраторного оборудования.

Для автомобилей с использованием рулевого колеса с правой стороны был разработан мотор – M327/1.

Применялся этот силовой агрегат на:

Двигатель BMW M337

Послевоенный BMW 501 был оснащен обновленной версией двигателя M78. Переименованный в M337, обновленный двигатель имел пересмотренную головку цилиндров, совершенно новый впускной коллектор, усиленный коленчатый вал и более надежные подшипники.

Технические характеристики двигателя M78

 M315  M315/1  M319  M319/1  M320  M325  M326  M327
 Объем, см³  1490  1490  1911  1911  1971  1957  1971  1971
 Диаметр/ход поршня, мм  58/94  58/94  65/96  65/96  65/96  66/96  66/96  66/96
 Мощность, л.с./об.мин  34/3800  40/4200  45/3750  55/4000  45/3750  50/-  50/3750  55/4500
 Степень сжатия, :1  5,6  6,8  5,6  6,8  5,6  6,0  6,0  6,3