Несмотря на успех модели 3/15 и 3/20 в начале тридцатых годов, руководство компании BMW поняло, что немецкий рынок дал широкие возможности и в высших сегментах рынка, поэтому он начал работать над проектом автомобиля для зажиточного клиента. Таким образом с мая 1933 по май 1934 годы компания Bayerische Motoren-Werke AG производит среднемагистральный пассажирский автомобиль – BMW 303.

История

Итак, в апреле 1932 году компания начала продажи маленького автомобиля 3/20 PS AM1. BMW было известно, что автомобиль на немецком рынке в долгосрочной перспективе не сможет столкнуться с конкуренцией Opel или Hanomag, и поэтому, что-бы эффективно конкурировать в сегменте пришлось переехать сборочных линий для массового производства на другое место, в то время как инвестиции было недостаточно.

Аналогичная ситуация была и другого немецкого производителя легковых автомобилей, компании Daimler-Benz. В итоге, эти две компании подписали соглашение о взаимном сотрудничестве, целью которого была разработка и производство эксклюзивных, высшего качества автомобилей, в соответствии с девизом – “качество, а не массовое производство”.

На протяжении всей своей истории, BMW не построила себе серийный автомобиль, главной причиной было отсутствие квалифицированных и опытных инженеров. Единственный сотрудник, который имел базовые знания в этой области, был Рудольф Шлейхер, но он настолько был погружен в работу над проектом нового двигателя, что принятие дополнительных обязанностей было невозможно для него. Управляющий директор Франц Йозеф Попп был вынужден найти подходящего конструктора. По настоянию Шлейхера он установил контакт с Фрицем Фридлером (Фридлер на то время работал в компании Horch) и убедил его изменить работодателя. Фридлер после прибытия в Мюнхен возглавил разработку нового автомобиля.

Его дизайн был основан на просторной, но очень прочной раме изготовленной из двойных несущих труб. Что касается стиля, то здесь Фридлер исходя из практических знаний аэродинамики знал, что кулер, расположенный вертикально по отношению к направлению движения, составит много сопротивления для движения, по этой причине передняя часть нового седана BMW 303 слегка наклонена. Для того чтобы обеспечить оптимальный поток воздуха, радиаторная решетка делилась на две части. Эта система, случайный вклад в формирование имиджа BMW. Крышка решетки радиатора слегка согнутая и разделена посередине. Чтобы придать конструкции немного элегантности Фридлер закругленные углы вентиляционных отверстий, создавая, таким образом, форму позже названную как “двойная решетка”, а на сегодняшний день, это самый узнаваемый элемент дизайна BMW.

Двигатель

Новая модель должна была дебютировать под именем «303» и это был первый автомобиль среднего класса BMW. Тогда стандартным на автомобилях этого класса был шестицилиндровый двигатель. У BMW на то время не было такого двигателя, поэтому генеральный директор Франц Йозеф Попп приказал своим инженерам разрабатывать новый двигатель. Главным конструктором BMW в Мюнхене был Макс Фриц, его дизайн был основан на легком алюминиевом блоке цилиндров, а в Айзенахе в то время, независимо от Фрица, Дюкштайн разработал более простой и менее дорогой шестицилиндровый двигатель с чугунным блоком цилиндров и коленчатым валом установленным на трех подшипниках скольжения.

Оба эти проекта не впечатлили руководство компании. Двигатель Фрица имел инновационный дизайн, но слишком дорогой для массового производства, мотор Дюкштайна был значительно проще и дешевле, но качество не соответствовало новым предположениям компании.

В конечном итоге, под руководством инженера Рудольфа Шлейхера (который полностью разделял мнение руководства BMW по поводу этих двух проектов) было организованно научно-исследовательскую работу по разработке нового силового агрегата.

Рудольф Шлейхер использовал как основу четырехцилиндровый двигатель M68 от BMW Dixi второго поколения, основные параметры которого, такие как диаметр и ход поршня сохранили. Блок двигателя был продлен на два дополнительных цилиндра, коленчатый вал установлен на четырех подшипниках скольжения и использует два карбюратора Solex 26 BFLV.

Таким образом, в новом двигателе M78 объем составил 1182 куб.см, а мощность 30 л.с. при 4000 оборотах в минуту. Если брать во внимание другие современные двигатели того времени, то производительность этого двигателя значительно превышает стандарты. Одной из причин таких хороших результатов является использование двух карбюраторов, которые фактически обеспечивают смесь воздуха и топлива в камере сгорания.

Трансмиссия

В паре с мотором БМВ 303 устанавливалась 3- и 4-ступенчатая синхронизированная коробка передач.

Динамика

Максимальная скорость – 90 км/час, средний расход топлива – 9-10 литров на 100 км (объем бака – 35 литров).

Размеры

 габариты в мм/вес в кг
 Длина  3900
 Ширина  1440
 Высота  1550
 Колесная база  2400
 Передняя/задняя колея  1153/1220
 Снаряженная масса  820
 Максимальный вес  1270

Продажи автомобилей в первые месяцы значительно превысил ожидания руководства, но вскоре победная серия закончилась. Основной причиной снижения интереса было то, что новая модель была разработана для среднего класса покупателей.

Цена нового седана BMW 303 была 3600 марок, и эта модель была дороже, чем предшественник. Таким образом, только небольшое число существующих клиентов смогло позволить себе купить новый, более дорогой автомобиль.

Для того, чтобы не потерять своих существующих клиентов, компания разработала компактную, более дешевую версию автомобиля с 4-цилиндровым мотором M68, который продавался под названием BMW 309.

Общий объем производства этой модели имеет тираж 2224 экземпляров, из которых 1653 седана и 571 кабриолет (2-местный, 4-местный и версия Турер).